|
» » » Азовско-Донской банк
АЗОВСКО-ДОНСКОЙ БАНК
|
Адрес: Большая Морская ул., 3/5
Станция метро: Невский проспект
Здание Азовско-Донского банка представляет собой прославленный образец "северного модерна" - архитектурного направления, возникшего в начале 19 века. "Северный
модерн", который называли еще "национальным романтизмом",
возник при сочетании стиля "модерн" с приемами и стилями
северного русского и скандинавского зодчества. Это направление оставило,
пожалуй, самый яркий след в архитектуре Санкт-Петербурга начала 19
века.
Одним из ведущих мастеров "северного
модерна" был архитектор и строитель Ф. Лидваль. Он происходил
из шведско-датской семьи, обосновавшейся в городе на Неве в середине
19 века и имевшей прочные связи со скандинавской диаспорой. За двадцать
лет творческой деятельности Лидваль построил в Санкт-Петербурге несколько
десятков зданий, которые оставили заметный след в архитектуре Петербурга.
Надо отметить, что постройки Лидваля не противоречили исторически
сложившемуся облику Санкт-Петербурга. Проявляя художественный такт,
архитектор сочетал приемы классической школы с новыми мотивами и формами.
Наглядным примером такого сочетания может служить здание Азовско-Донского
банка.
Здание Азовско-Донского банка, состоящее
из двух корпусов, возводилось в два приема, с 1907 по 1913 годы. Сначала,
в 1907-1909 годах, был построен корпус здания под номером 5, а в 1912-1913
годах, после приобретения соседнего участка, - корпус под номером
3. В фасадах здания Лидваль удачно использовал элементы классического
архитектурного стиля. Фасад одного из корпусов оформлен портиком -
четырьмя мощными колоннами ионического ордера - и фронтоном, другого
- пилястрами. Оба корпуса облицованы серым гранитом и щедро украшены
скульптурным декором работы В. Кузнецова. Декор исполнен в том же
цвете и фактуре, что и стены здания. Однако же прочтение этих элементов
классицизма произвольно. Фоном для портика стала не стена, а стеклянная
плоскость, фронтон удален от антаблемента, а цоколь и скульптурный
фриз "разорваны" впадинами и окнами. Такая нарочитая асимметричность
вытекает из принципов модерна.
Строгая статичность здания, свойственная
классицизму, сочетается с элегантностью, ритмичностью и разнообразием
рельефных деталей, что характерно для многих зданий, построенных Лидвалем.
Можно сказать, что наибольшее искусство Лидваля проявилось даже не
в решении фасада, хотя и незаурядного, а в тщательной разработке сложной
планировочной структуры - ведь ему приходилось считаться с особенностями
участка неправильной формы, на котором строилось здание банка.
За монументальным фасадом скрывается
операционный зал, созданный на железобетонном каркасе, который занимает
почти всю нижнюю часть здания. В строении зала со всей полнотой и
своеобразной элегантностью воплотилась присущая модерну эстетика единого
перетекающего пространства. Над залом расположены три этажа конторских
комнат.
В 1944 году в здании Азовско-Донского
банка разместился Центральный междугородный телефонный пункт.
Как добраться
Доехать до станции метро "Гостиный двор", выйти на канал Грибоедова и пройти
по Невскому проспекту в сторону уменьшения нумерации домов до пересечения
с Большой Морской улицей.
Историческая справка
1870-1945 гг. - годы жизни архитектора Ф.
Лидваля.
1907-1913 гг. - строительство здания Азовско-Донского банка.
1944 г. - в здании размещается Центральный междугородный телефонный
пункт.
|
|