Сделать стартовой Добавить в избранное

Реклама
Статистика

главная » энциклопедия петербурга » Мосты Санкт-Петербурга » Аничков мост

АНИЧКОВ МОСТ

Аничков мост

Деревянные мосты через Фонтанку, по которым проходила дорога от Адмиралтейства до Александро-Невского монастыря, существовали еще при Петре I. В 18 веке на этом месте сменилось несколько деревянных мостов, но все они, несмотря на попытки городских властей присвоить им название "Невский", носили имя "Аничков", "унаследованное" от инженер-подполковника М. О. Аничкова, руководившего строительством самого первого моста.

Во время подготовки к встрече новой императрицы Анны Иоанновны на Аничковом мосту соорудили пестрые триумфальные ворота, украшенные скульптурами и картинами на исторические темы. Эта арка простояла на мосту почти двадцать лет и была разобрана только после того, как петербургские дожди не привели деревянные скульптуры и картины в полную негодность.

В конце 18 века на берегах Фонтанки началось строительство каменных набережных, а затем и мостов из камня. Первые семь каменных мостов через Фонтанку, в числе которых был и Аничков мост, строились по одному и тому же типовому проекту, автором которого, по одной из версий, называют инженера Ж.-Р. Перроне. Руководил строительством мостов генерал Ф. Бауэр, а после его смерти эту обязанность взял на себя полковник К. Ф. Модерах. Все семь мостов были трехпролетными разводными, а в качестве украшений на них были построены небольшие изящные башенки.
Аничков мост

Около ста лет спустя движение в центре города, и особенно на Невском проспекте, стало очень интенсивным, улицы заметно расширились, и узкие разводные мосты пришлось перестроить, чтобы сделать их более удобными для проезда. Перестройкой Аничкова моста руководил инженер фон Дершау. Мост расширили до 37 с лишним метров, несмотря на то, что он находился над достаточно узкой рекой и был менее 55 метров в длину. Впрочем, на красоту нового облика Аничкова моста такая пропорция никак не повлияла. Он получился даже более удачным, чем предыдущий - строгие формы пролетов и причудливые узоры чугунных решеток работы А. П. Брюллова прекрасно гармонировали со зданиями Невского проспекта. Несмотря на последующие реконструкции, в целом Аничков мост сегодня выглядит примерно таким, каким он был в те годы.

А вот в техническом плане Аничков мост оказался сделан не слишком хорошо. Всего через несколько лет после завершения работ своды моста стали деформироваться, и к началу 20 века он пришел в аварийное состояние. Решено было провести реконструкцию Аничкова моста, заменив несущие элементы, но при этом не трогая его внешний облик. Эту задачу прекрасно выполнил архитектор П. В. Щусев.

Главной же отличительной чертой Аничкова моста являются четыре скульптурные группы "Укротители коня человеком" П. К. Клодта, установленные в четырех углах моста в середине 19 века. Жители Северной столицы уже не представляют себе Аничков мост без этих скульптур, давно ставших символами Невского проспекта.


Историческая справка

1716 г. - сооружение первого деревянного Аничкова моста.
1783-1787 гг. - строительство каменного Аничкова моста.
1841-1842 гг. - расширение моста.
1842 г. - установка двух скульптур Клодта на западной стороне моста.
1850 г. - установка двух других скульптур Клодта на восточной стороне моста.
1906-1908 гг. - реконструкция Аничкова моста.

Легенды и мифы

Несмотря на то, что фамилия инженера первого деревянного моста через Фонтанку всегда была хорошо известна, многим жителям Санкт-Петербурга в названии "Аничков" виделась какая-то загадочная, романтическая история, связанная, как не трудно догадаться, с женщиной по имени Анна. Существовало несколько легенд, посвященных этой теме: трагически закончившийся роман с таинственной Анной приписывали чуть ли всем работавшим над строительством моста рабочим, инженерам и архитекторам. В 19 веке на мост даже повесили табличку, на которой его название было написано с ошибкой - "Аничкин". Это могло быть простой случайностью, хотя, возможно, тот, кто делал эту табличку, слышал об одной из таких историй и был уверен в ее достоверности.

 

Назад




Мосты
Санкт-Петербурга

 

Реклама