|
» » » Большеохтинский мост
БОЛЬШЕОХТИНСКИЙ МОСТ
|
Построить мост через
Большую Неву в этом месте планировалось еще при Николае I, но в те
времена этот проект осуществлен не был - вместо моста там был организован
перевоз на лодках. В дальнейшем вопрос об устройстве моста, соединяющего
Большую Охту с центральной частью города, поднимался еще несколько
раз, но работы по его постройке так и не были начаты. Лишь в начале
20 века необходимость сооружения моста стала весьма острой; в городе
был объявлен конкурс на лучший проект, результат которого оказался
неожиданным: разные инженеры и архитекторы представили на суд жюри
16 проектов, однако победителем был признан чертеж моста, поданный
на конкурс "вне зачета". Его авторами были инженер Г. Г.
Кривошеин и архитектор В. П. Апышков, а назвали они свой проект "Свобода
судоходству!". Правда, первоначальный вариант моста им все же
пришлось дорабатывать. Да и лозунг, который авторы сделали названием
своего проекта, был в большой степени голословным. Разводной пролет
их моста действительно был более широким и более высоким, чем у мостов,
построенных раньше, но в этом не было особого смысла, ведь это был
не единственный мост в этой части Невы.
Строительство Большеохтинского моста
было начато в 1909 году. Было решено приурочить его к празднованию
200-летия Полтавской битвы. Тогда же мосту присвоили название - мост
Петра Великого. Завершилась работа спустя два года. Новый мост резко
отличался от Литейного и Троицкого мостов, построенных на Большой
Неве до него. У моста Петра Великого было всего три пролета, причем
центральный (разводной) обрамлялся двумя высокими башнями, сделанными
в форме маяков, к которым, в свою очередь, примыкали более низкие
башенки, напоминающие уменьшенные копии средневековых крепостных башен.
Следует отметить, что внешний вид моста понравился далеко не всем.
Его создателей обвиняли и в том, что мост выглядит слишком громоздким,
в то время как его центральный пролет, если смотреть на него со стороны,
кажется чересчур тонким, и в том, что разные элементы конструкции
моста плохо сочетаются друг с другом, а сам мост не вписывается в
окружающий его пейзаж. Хотя менее консервативно настроенные петербуржцы
находили новое сооружение оригинальным и по-своему красивым.
В советскую эпоху мост Петра Великого
был переименован в Большеохтинский, по названию реки Большая Охта,
впадающей в Неву недалеко от него. В настоящее время мост носит оба
названия, хотя чаще его все-таки называют Большеохтинским. Его длина
составляет 334 метра, а ширина - чуть больше 23 метров.
Историческая справка
1901 г. - объявление конкурса на лучший проект моста.
1907 г. - окончательное завершение разработки проекта "Свобода
судоходству!".
1909 г. - начало строительства моста Петра Великого.
1911 г. - торжественное открытие моста Петра Великого.
Легенды и мифы
Почти сразу же после
открытия моста Петра Великого по городу прошел слух, что в него поставили
заклепку из золота, покрытую сверху тонким слоем железа. К сожалению,
проверить этот слух весьма затруднительно, так как заклепок в мосту
никак не меньше миллиона.
|
|