» » » Мост Лейтенанта Шмидта
МОСТ ЛЕЙТЕНАНТА ШМИДТА
|
Первый постоянный мост
через Неву соединил Васильевский остров с Английской набережной. Было
это еще в первой половине 19 века. Над проектом моста работал инженер
С. В. Кербедз, придумавший использовать при строительстве арочные
конструкции из чугуна и как следует "напрактиковавшийся"
в этой технологии при сооружении небольших мостов через более узкие
речки Санкт-Петербурга.
Участвовал в создании моста Лейтенанта
Шмидта и знаменитый архитектор А. П. Брюллов, установивший на нем
миниатюрную часовню Николая Чудотворца, газовые фонари и красивую
чугунную ограду с трезубцами Нептуна и фигурками морских коньков.
Первоначально мост был назван Благовещенским, а в середине века переименован
в Николаевский.
Ажурные арки и решетка делали этот мост
очень красивым, однако в 20 веке, почти через сто лет после его создания,
в связи с быстрым развитием судоходства и появлением более высоких
и широких кораблей, мост пришлось перестроить. Его разводной пролет
был чересчур узким и находился над слишком мелким участком Невы, да
и работал уже не так безупречно, как раньше: время от времени его
заклинивало. В результате мост, которому к тому времени уже было присвоено
имя лейтенанта П. П. Шмидта, был практически отстроен заново под руководством
профессора Г. П. Передерия.
В современном мосту Лейтенанта Шмидта
нет ни одной заклепки - они были заменены электросваркой. Этот способ
соединения стальных конструкций уже был опробован инженерами во время
сооружения Володарского моста и оказался очень удобным и экономичным.
Кроме того, при реконструкции моста применялся шведский способ подводного
бетонирования, что также стало новым шагом в развитии российского
мостостроения. Единственным, что осталось от старого Николаевского
моста, были его деревянные сваи: их не стали заменять отчасти из-за
экономии финансовых средств и довольно сжатых сроков строительства,
а отчасти потому, что они, несмотря на свою столетнюю службу, все
еще находились в превосходном состоянии. На этих опорах мост Лейтенанта
Шмидта стоит и в настоящее время, в чем заключается его уникальное
отличие от всех остальных мостов через Неву.
Длина моста Лейтенанта Шмидта - 331
метр. После реконструкции он стал на четыре метра шире. В настоящее
время ширина проезжей части моста равна 18 метрам, а ширина тротуаров
- по три метра. Внешний вид перестроенного моста получился довольно
строгим, и его резкие прямые очертания не очень хорошо гармонировали
со старинными зданиями на набережных. Возможно, это произошло из-за
того, что во время реконструкции моста несколько раз менялись архитекторы,
отвечающие за его оформление.
Интересна судьба старинных брюлловских
фонарей и решетки, украшавший Николаевский мост до его реконструкции.
Чугунную ограду было решено поставить на новый мост, недавно возведенный
в городе Калинине. Привезти ее туда удалось лишь после окончания Великой
Отечественной войны, и она до сих пор украшает один из мостов через
реку Волгу. Фонари Николаевского моста тоже поменяли свое "место
жительства", но им не пришлось уезжать далеко - они были установлены
на Марсовом поле в Петербурге.
Историческая справка
1842 г. - открытие Благовещенского моста.
1855 г. - переименование Благовещенского моста в Николаевский.
1918 г. - переименование Николаевского моста в мост Лейтенанта
Шмидта.
1939 г. - завершение реконструкции моста Лейтенанта Шмидта.
Легенды и мифы
Говорят, что император
Николай I очень серьезно относился к сооружению первого большого моста
в городе. Чтобы заставить строителей работать добросовестно, он пообещал
руководившему их работой С. В. Кербедзу, что будет повышать его в
чине на одну ступень после завершения каждого пролета моста. Не исключено,
что так оно и было, поскольку пролетов у завершенного Благовещенского
моста было сделано целых восемь!
|