|
»
» » Смоленское православное кладбище
СМОЛЕНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ КЛАДБИЩЕ
|
Вот здесь кончалось все: обеды у Донона,
Интриги и чины, балет, текущий счет...
На ветхом цоколе дворянская корона,
И ржавый ангелок сухие слезы льет.
А. Ахматова. "На Смоленском кладбище" (1942).
Адрес: Камская ул., 3
Станция метро: Приморская
Смоленское кладбище было учреждено по указу Сената на Васильевском острове в 1756 году,
хотя существуют свидетельства, что захоронения на этом месте существовали
и ранее.
О происхождении названия кладбища историки спорят и сегодня. Некоторые считают, что оно связано с тем, что здесь изначально поселилась артель рабочих, пришедших на строительство Санкт-Петербурга. Невыносимые условия труда и суровый северный климат свел многих из
них в могилу. Умерших хоронили на берегу Черной речки, нынешней Смоленки.
Но, скорее всего, название кладбища, как, впрочем, и речки, закрепилось
после завершения строительства храма во имя Смоленской иконы Божьей
Матери. Дошедшая до наших дней каменная церковь была построена по
проекту архитектора А. А. Иванова в 1790 году.
Начиная с 18 века на кладбище хоронили
не только простой люд, но и выдающихся деятелей русской науки и искусства.
Были образованы площадки Академии наук, Академии художеств, Александринского
и Мариинского театров, Морского и Сухопутного кадетских корпусов,
Горного института, университета. В дореволюционной России Смоленское
кладбище было одним из самых больших - к началу 20 века число погребенных
достигло около 700-800 тысяч человек.
Смоленское кладбище всегда славилось
благотворительной деятельностью. В 19 веке при кладбище действовала
богадельня для вдов и сирот духовенства, вдовий дом, дом трудолюбия,
церковно-приходская школа, епархиальный приют для детей воинов, погибших
в японскую войну. В 1930-х годах разрабатывались проекты упразднения
Смоленского кладбища. Именно в этот период могилы многих известных
художников, артистов и писателей были перенесены на другие ленинградские
кладбища, а целый ряд исторических захоронений, к сожалению, был безвозвратно
утерян.
Считается, что именно на Смоленском
кладбище была похоронена няня А. С. Пушкина Арина Родионовна Яковлева.
И хотя точно установить, где находиться ее могила, не удалось, рядом
с воротами висит мемориальная доска, свидетельствующая о данном факте.
В западной стороне кладбища располагается
знаменитая Блоковская дорожка, где поэт был похоронен в 1921 году.
Правда, сейчас, его могилы в этом месте нет - в 1944 году прах поэта
был перевезен на Литераторские мостки Волковского кладбища. Поэтому
в день памяти Александра Блока почитатели его творчества собираются
и на Волковском кладбище и около памятного камня на Смоленском кладбище.
Для петербуржцев Смоленское кладбище
в первую очередь связано с глубоко почитаемой Ксенией Блаженной. Ксения
Петербургская жила, предположительно, в средине-второй половине 18
века. Когда ей было 26 лет, ее муж, певчий церковного хора, внезапно
умер без христианского покаяния. Это событие так потрясло бедную женщину,
что она отказалась не только от своего звания и имущества, но и имени.
Ксения приняла имя своего супруга, оделась в его одежды и прошла под
его именем весь крестный путь. Днем она скиталась по улицам Петербурга,
а по ночам выходила за город в поле, и там молилась до самого рассвета.
Вскоре люди заметили, что безумные речи Ксении полны глубокого смысла
и пророчеств, а сама полубезумная нищенка обладала даром исцеления.
К ней стали приводить больных и детей. Торговцы старались угостить
Ксению чем-нибудь, так как заметили, что если Ксения возьмет хотя
бы, к примеру, булочку, то торговцу целый день будет сопутствовать
удача. Петербуржцы наперебой зазывали нищую в свои дома, так как считалось,
что если Ксения примет приглашение, то хозяев ждет счастье и процветание.
Бездомная странница прожила около 70
лет и была погребена на Смоленском кладбище, где в свое время помогала
строить церковь иконы Божьей Матери. Сначала над могилой юродивой
был только земляной могильный холмик. Через несколько лет он исчез
- многочисленные паломники, желавшие унести частичку святой земли,
разобрали его до основания. Насыпали новый холм, но его постигла та
же участь. Тогда на могилу положили каменную плиту, которая вскоре
тоже была разбита на маленькие кусочки и разобрана верующими. Это
повторялось не один раз. Часовня над могилой Ксении Блаженной была
возведена в 1902 году по проекту архитектора А. А. Всеславина. К лику
святых Ксению Петербургскую причислили в 1988 году, в это же время
отреставрировали и заново освятили часовню, которую и в советские
годы ежедневно посещали сотни верующих.
На Смоленском кладбище похоронены: ученые
В.В. Петров, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Н. Зинин, В. М. Севергин,
В. Я. Буняковский; художники В. Е. Маковский, А. Д. Кившенко, К. Я.
Крыжицкий, В. К. Шебуев, Н. Н. Дубовский; архитекторы В. А. Глинка
и А. Ф. Щедрин; оперные певцы О. А. Петров и А.Я. Петрова-Воробьева;
контр-адмиралы И. А. Куприянов, А. Ф. Можайский и В. А. Римский-Корсаков;
вице-адмирал С. С. Нахимов.
Как добраться
Кладбище занимает
территорию между 17 линией Васильевского острова, Малым проспектом,
улицей Беринга и рекой Смоленкой. Главный вход - со стороны Камской
улицы (в северо-восточной части кладбища). Но если идти от метро "Приморская",
то ближе будет северо-западный вход на кладбище. Выйдите из метро,
поверните налево и обойдите высотный дом, в котором расположена станция
"Приморская". Вы окажетесь на улице Одоевского, которая проходит вдоль
реки Смоленки. Идти следует в сторону, обратную от Наличной улицы
и Наличного моста. Вы увидите маленький мостик. Перейдите через него,
и Вы окажетесь на улице Беринга. Метров через 200 и будет кладбище.
Историческая справка
1756 г. - Сенат учреждает Смоленское кладбище.
1790 г. - завершение строительства и освящение каменной церкви
во имя Смоленской Божьей Матери (арх. А. А. Иванов).
1902 г. - возведена часовня над могилой Ксении Петербургской
(арх. А. А. Всеславин).
1988 г. - часовня Ксении Блаженной отреставрирована и вновь
освящена.
Легенды и мифы
Существует предание,
что возводить каменную церковь Смоленской Божьей Матери строителям
помогала Ксения Блаженная. После наступления темноты она тайно носила
кирпичи наверх постройки, и каждое утро каменщики с удивлением обнаруживали
аккуратно сложенные на лесах кирпичи.
Одним из старост церкви Смоленской Божьей
Матери был Иван Иванович Антонов. Согласно одной из многочисленных
легенд о Ксении Блаженной, она сыграла в его судьбе огромную роль.
Однажды она посоветовала бездетной Прасковье пойти на Смоленской кладбище
- якобы там Прасковье обретет сына. Прасковья сразу же отправилась
на кладбище, но, не дойдя до него, встретила толпу, обступившую задавленную
извозчиком женщину. Женщина была на последнем месяце беременности
и прямо на земле родила мальчика, а сама скончалась. Прасковья забрала
к себе осиротевшего младенца. Она вырастила и воспитала его. Спустя
много лет этот осиротевший мальчик стал старостой церкви на Смоленском
кладбище.
В часовню Ксении Блаженной на Смоленском
кладбище верующие ходили и в дореволюционной России, и при советской
власти. Не иссякает поток верующих, которые верят, что Ксения может
помочь в горе и несчастьях, и сегодня. Считается, что особенно Ксения
благоволит к женщинам.
В 1950-х годах в часовне было решено
устроить мастерскую по ремонту обуви, но Ксения не позволила - в сапожной
мастерской работа не ладилась с самого начала, и вскоре помещение
переоборудовали в мастерскую по изготовлению монументальной и парковой
скульптуры. Но и это учреждение просуществовало недолго. Говорили,
что каждое утро рабочие находили в часовне груду осколков вместо готовых
скульптур. Интересно, что мастерская запиралась на ключ и, следовательно,
ночью в ней никого быть не было. Так святая защитила часовню, которая
вскоре была вновь возвращена верующим.
Одна из самых ужасающих легенд Смоленского
кладбища (которую, кстати, многие ученые рассматривают не как легенду,
а как исторический факт) - легенда о сорока заживо погребенных священниках.
Вскоре после революции священников со всего города арестовали, привезли
на Смоленское кладбище, выстроили на краю заранее вырытой огромной
могилы и предложили либо отречься от веры, либо ложиться в землю заживо.
Все священники предпочли мученическую смерть. Говорили, что еще в
течение трех дней из могилы доносились стоны, а земля на этом месте
шевелилась. Затем на могилу упал Божественный луч, и все затихло.
|
|