Сделать стартовой Добавить в избранное

Реклама
Статистика

главная » энциклопедия петербурга » Острова Санкт-Петербурга » Новая Голландия

НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ



На карте этот небольшой островок сразу привлекает внимание своей неожиданно-правильной треугольной формой, наводящей на мысли об его искусственном происхождении. И действительно, Новая Голландия - единственный из 42 островов Санкт-Петербурга, созданный людьми, хотя его правильный контур является скорее случайностью, чем намеренными расчетами строителей. Дело в том, что судостроение в недавно основанном Санкт-Петербурге развивалось так быстро, что построенная в Адмиралтействе судостроительная верфь вскоре перестала справляться с тем количеством работы, которую необходимо было выполнять. В результате для строительства небольших судов была создана вторая верфь, названная Галерной, а Адмиралтейство стало заниматься только самыми крупными кораблями. Эти две верфи соединялись специально прорытым Ново-Адмиралтейским каналом, впоследствии частично засыпанным.

Примерно в то же самое время в Петербурге бригада подрядчика Крюкова вела работу по созданию еще одного канала, соединяющего реки Большую Неву и Фонтанку. На его пути "встретились" Ново-Адмиралтейский канал и река Мойка, которые, в свою очередь, тоже пересекались друг с другом. Таким образом, треугольный кусочек суши, заключенный между Мойкой и этими двумя каналами, оказался отрезанным от основной земли и превратился в остров. Таким он остается и в наши дни, правда, Ново-Адмиралтейский канал, ставший примерно в два раза короче, теперь называется просто Адмиралтейским. В центре острова находится небольшое озеро или, как его обычно называют, бассейн-гавань Новой Голландии.

Соседство Новой Голландии с Галерной верфью привело к тому, что большая часть ее территории была застроена сараями, в которых хранились корабельные леса, инструменты и различные приспособления для строительства и ремонта судов. К концу 18 века места в этих сараях уже не хватало, и вместо них в "Новой Голландии" начали сооружать более просторные каменные склады.

В начале 19 века на острове Новая Голландия была также построена морская тюрьма, проект которой принадлежал архитектору А. Е. Штауберту. Здание тюрьмы выглядело довольно оригинально, особенно изнутри: оно имело форму кольца, и его внутренний двор был круглым.

Главной же достопримечательностью острова является арка Новой Голландии, сооруженная по проекту С. И. Чевакинского и Ж. Б. Валлен-Деламота в конце 18 столетия. Ее возвели над небольшим каналом, соединяющим бассейн-гавань с Мойкой. Несмотря на то, что этот канал довольно короткий и узкий, возвышающаяся над ним арка выглядит весьма внушительно: ее высота - 23 метра, а ширина пролета - 8 метров с лишним. Впрочем, этот контраст нисколько не портит впечатление от арки. Скорее наоборот, украшенная гранитными колоннами и строгим рельефным орнаментом, окруженная деревьями, она похожа на огромное окно, через которое открывается вид на центральную часть острова.

Историческая справка

1713 г. - создание Галерной верфи.
1717 г. - завершение работ по прорытию Ново-Адмиралтейского и Крюкова каналов и образование острова Новая Голландия.
1770-е гг. - строительство в Новой Голландии каменных складских корпусов.
1779-1787 гг. - возведение арки Новой Голландии.
1829 г. - завершение строительства морской тюрьмы.

Легенды и мифы

Проект каменных складов, предназначенных для хранения судостроительных материалов и инструментов, разработал все тот же Ж. Б. Валлен-Деламот. По городу ходили слухи, что главный руководитель строительства складов, подполковник И. де Герард, умудрился где-то потерять чертежи знаменитого зодчего чуть ли не в первый день работы. Сообщить об этом высшему начальству и, тем более, самому автору проекта, он побоялся и был вынужден строить все здания по памяти. Как ни странно, ему это удалось - во всяком случае, увидев готовые строения, Вален-Деламот не высказал никакого недовольства.

Подробнее о Новой Голландии

Арка Новой Голландии

Назад




Острова
Санкт-Петербурга

 

Реклама