|
»
» » Новая Голландия
НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ
|
На карте этот небольшой островок сразу привлекает внимание своей неожиданно-правильной треугольной
формой, наводящей на мысли об его искусственном происхождении. И
действительно, Новая Голландия - единственный из 42 островов Санкт-Петербурга,
созданный людьми, хотя его правильный контур является скорее случайностью,
чем намеренными расчетами строителей. Дело в том, что судостроение
в недавно основанном Санкт-Петербурге развивалось так быстро, что
построенная в Адмиралтействе судостроительная верфь вскоре перестала
справляться с тем количеством работы, которую необходимо было выполнять.
В результате для строительства небольших судов была создана вторая
верфь, названная Галерной, а Адмиралтейство стало заниматься только
самыми крупными кораблями. Эти две верфи соединялись специально
прорытым Ново-Адмиралтейским каналом, впоследствии частично засыпанным.
Примерно в то же самое время в Петербурге бригада подрядчика Крюкова вела работу по созданию еще одного канала, соединяющего реки Большую Неву и Фонтанку. На его пути "встретились"
Ново-Адмиралтейский канал и река Мойка, которые, в свою очередь,
тоже пересекались друг с другом. Таким образом, треугольный кусочек
суши, заключенный между Мойкой и этими двумя каналами, оказался
отрезанным от основной земли и превратился в остров. Таким он остается
и в наши дни, правда, Ново-Адмиралтейский канал, ставший примерно
в два раза короче, теперь называется просто Адмиралтейским. В центре
острова находится небольшое озеро или, как его обычно называют,
бассейн-гавань Новой Голландии.
Соседство Новой Голландии с Галерной
верфью привело к тому, что большая часть ее территории была застроена
сараями, в которых хранились корабельные леса, инструменты и различные
приспособления для строительства и ремонта судов. К концу 18 века
места в этих сараях уже не хватало, и вместо них в "Новой Голландии"
начали сооружать более просторные каменные склады.
В начале 19 века на острове Новая
Голландия была также построена морская тюрьма, проект которой принадлежал
архитектору А. Е. Штауберту. Здание тюрьмы выглядело довольно оригинально,
особенно изнутри: оно имело форму кольца, и его внутренний двор
был круглым.
Главной же достопримечательностью
острова является арка Новой Голландии, сооруженная по проекту С.
И. Чевакинского и Ж. Б. Валлен-Деламота в конце 18 столетия. Ее
возвели над небольшим каналом, соединяющим бассейн-гавань с Мойкой.
Несмотря на то, что этот канал довольно короткий и узкий, возвышающаяся
над ним арка выглядит весьма внушительно: ее высота - 23 метра,
а ширина пролета - 8 метров с лишним. Впрочем, этот контраст нисколько
не портит впечатление от арки. Скорее наоборот, украшенная гранитными
колоннами и строгим рельефным орнаментом, окруженная деревьями,
она похожа на огромное окно, через которое открывается вид на центральную
часть острова.
Историческая справка
1713 г. - создание Галерной верфи.
1717 г. - завершение работ по прорытию Ново-Адмиралтейского
и Крюкова каналов и образование острова Новая Голландия.
1770-е гг. - строительство в Новой Голландии каменных складских
корпусов.
1779-1787 гг. - возведение арки Новой Голландии.
1829 г. - завершение строительства морской тюрьмы.
Легенды и мифы
Проект каменных
складов, предназначенных для хранения судостроительных материалов
и инструментов, разработал все тот же Ж. Б. Валлен-Деламот. По городу
ходили слухи, что главный руководитель строительства складов, подполковник
И. де Герард, умудрился где-то потерять чертежи знаменитого зодчего
чуть ли не в первый день работы. Сообщить об этом высшему начальству
и, тем более, самому автору проекта, он побоялся и был вынужден
строить все здания по памяти. Как ни странно, ему это удалось -
во всяком случае, увидев готовые строения, Вален-Деламот не высказал
никакого недовольства.
Подробнее о Новой Голландии
|
|