Сделать стартовой Добавить в избранное

Реклама
Статистика

главная » энциклопедия петербурга » Библиотеки Санкт-Петербурга » Санкт-Петербургская Театральная библиотека

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА



Адрес: Зодчего Росси ул., 2
Телефон: (812) 312-0311
Часы работы: 11:00-19:00, 11:00-18:00 (суббота)
Выходные дни: воскресенье и последняя пятница месяца
Станция метро: Невский проспект, Гостиный двор

Это старейшая театральная библиотека России - она была создана по указу императрицы Екатерины II вместе с первым Русским общедоступным театром. Этому указу, подписанному Екатериной в середине 18 века, предшествовали настойчивые просьбы членов Русской театральной труппы Ф. Г. Волкова. В конце концов, Российский придворный театр был учрежден и получил право приобретать необходимые книги и шкафы для их хранения - таким было начало Театральной библиотеки. Неизвестно, где находились эти книжные шкафы в первые пятьдесят лет существования библиотеки: возможно, руководители труппы или даже актеры хранили их у себя дома. Но в начале 19 века книги, собранные волковской труппой, были помещены в специально отведенное под библиотеку помещение Малого театра. А еще через 30 лет книги переехали в здание Александринского театра, созданного по проекту К. Росси.

Ближе к концу 19 века библиотека Русской театральной труппы, по распоряжению дирекции императорских театров, объединилась с собраниями книг Французской и Немецкой театральных трупп. Составленная из них библиотека получила название Центральной библиотеки императорских театров. Для нее выделили три больших зала в здании дирекции на Театральной улице, теперь носящей название улицы зодчего Росси. Основную часть ее фондов составляли всевозможные издания русских, французских, немецких и итальянских пьес, но в библиотеке можно было найти и произведения других жанров. Пополнялась библиотека и за счет покупки книг, и благодаря частным лицам, дарившим или завещавшим ей свои книжные коллекции. Одним из таких ценных подарков стало, например, собрание пьес французских классицистов (П. Корнеля, Ж. Расина, Ж.-Б. Мольера и некоторых других, менее известных авторов) князя А. Я. Лобанова-Ростовского, считавшееся одним из самых богатых в России.

После революции Центральную библиотеку императорских театров переименовали в Центральную библиотеку русской драмы, а ее директором был назначен библиограф А. С. Поляков, много сделавший для расширения библиотечных фондов. Ему удалось перевести в библиотеку весь архив бывшего Цензурного комитета, в результате чего количество принадлежащих ей изданий русских и иностранных пьес увеличилось почти вчетверо. Но самым главным являлось то, что в Цензурном комитете хранились экземпляры произведений известных русских писателей, подписанные их собственной рукой, то есть представляющие не только культурную, но еще и историческую ценность. Так, в Библиотеку русской драмы попали автографы А. Н. Островского, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и еще нескольких авторов 19 века. Кроме подписей этих писателей, на полях некоторых пьес были обнаружены их пометки, рисунки и наброски декораций.

Чуть позднее Поляков приобрел для библиотеки старинные книги, принадлежавшие когда-то императору Павлу I и хранившиеся в его дворце в Царском Селе. Среди них было несколько редких книг 18 века, одна из которых - трагедия Я. Б. Княжнина "Вадим Новгородский" - вообще считалась полностью исчезнувшей, поскольку была признана "вредной и вольнодумной" и весь ее тираж был уничтожен по приказу Екатерины II. Но, как выяснилось, один экземпляр все же уцелел и был припрятан сыном Екатерины, чтобы через двести с лишним лет оказаться в Театральной библиотеке.

В 20 столетии фонды библиотеки пополнялись письмами, дневниками и мемуарами различных театральных деятелей, работами по истории театрального искусства и, конечно, пьесами новых авторов. Она еще два раза сменила свое название, успев побывать Библиотекой театра имени А. С. Пушкина и Ленинградской государственной библиотекой имени А. В. Луначарского, после чего получила свое современное название. Книги, посвященные исследованию театра или рассказывающие об известных режиссерах и актерах, продолжают поступать в эту библиотеку, ставшую неотъемлемой частью петербургской театральной жизни.

Как добраться

Доехать до станции метро "Гостиный двор" и пройти от нее по Невскому проспекту в сторону увеличения нумерации домов до площади Островского. Вход в библиотеку - с площади Островского, 6.

Историческая справка

1756 г. - учреждение Российского придворного театра.
1801 г. - переезд библиотеки Российского придворного театра в здание Малого театра.
1832 г. - переезд библиотеки Российского придворного театра в здание Александринского театра.
1889 г. - учреждение Центральной библиотеки императорских театров.
1917 г. - переименование Центральной библиотеки императорских театров в Центральную библиотеку русской драмы.
1931 г. - переименование Центральной библиотеки русской драмы в Ленинградскую государственную библиотеку имени А. В. Луначарского.
1994 г. - переименование Ленинградской государственной библиотекой имени А. В. Луначарского в Санкт-Петербургскую театральную библиотеку.

Мифы и легенды

В кругах петербургских театральных критиков и искусствоведов существует что-то вроде традиции: многие из них в свое время работали в Театральной библиотеке по ночам. Конечно, получить разрешение на посещение библиотеки в неурочное время было непросто, но постоянно занятые театроведы все же находили способы проникнуть туда после закрытия, чтобы спокойно, в тишине и одиночестве, изучить нужную им литературу. Большим любителем посидеть в "Театралке" ночью был Л. Б. Гительман, получивший в последствии звание академика и ставший одним из самых известных театральных критиков России. С тех пор некоторые критики и искусствоведы Санкт-Петербурга верят, что "ночные бдения" в Театральной библиотеке помогут им прославиться, и стараются договориться с библиотечным руководством о том, чтобы хоть пару раз поработать ночью в ее читальном зале.

 

Назад




Библиотеки
Санкт-Петербурга

 

Реклама