|
»
» » Санкт-Петербургская Театральная библиотека
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
|
Адрес: Зодчего Росси ул., 2
Телефон: (812) 312-0311
Часы работы: 11:00-19:00, 11:00-18:00 (суббота)
Выходные дни: воскресенье и последняя пятница месяца
Станция метро: Невский проспект, Гостиный двор
Это старейшая театральная библиотека России - она была создана по указу императрицы Екатерины
II вместе с первым Русским общедоступным театром. Этому указу, подписанному
Екатериной в середине 18 века, предшествовали настойчивые просьбы
членов Русской театральной труппы Ф. Г. Волкова. В конце концов, Российский
придворный театр был учрежден и получил право приобретать необходимые
книги и шкафы для их хранения - таким было начало Театральной библиотеки.
Неизвестно, где находились эти книжные шкафы в первые пятьдесят лет
существования библиотеки: возможно, руководители труппы или даже актеры
хранили их у себя дома. Но в начале 19 века книги, собранные волковской
труппой, были помещены в специально отведенное под библиотеку помещение
Малого театра. А еще через 30 лет книги переехали в здание Александринского
театра, созданного по проекту К. Росси.
Ближе к концу 19 века библиотека Русской
театральной труппы, по распоряжению дирекции императорских театров,
объединилась с собраниями книг Французской и Немецкой театральных
трупп. Составленная из них библиотека получила название Центральной
библиотеки императорских театров. Для нее выделили три больших зала
в здании дирекции на Театральной улице, теперь носящей название улицы
зодчего Росси. Основную часть ее фондов составляли всевозможные издания
русских, французских, немецких и итальянских пьес, но в библиотеке
можно было найти и произведения других жанров. Пополнялась библиотека
и за счет покупки книг, и благодаря частным лицам, дарившим или завещавшим
ей свои книжные коллекции. Одним из таких ценных подарков стало, например,
собрание пьес французских классицистов (П. Корнеля, Ж. Расина, Ж.-Б.
Мольера и некоторых других, менее известных авторов) князя А. Я. Лобанова-Ростовского,
считавшееся одним из самых богатых в России.
После революции Центральную библиотеку
императорских театров переименовали в Центральную библиотеку русской
драмы, а ее директором был назначен библиограф А. С. Поляков, много
сделавший для расширения библиотечных фондов. Ему удалось перевести
в библиотеку весь архив бывшего Цензурного комитета, в результате
чего количество принадлежащих ей изданий русских и иностранных пьес
увеличилось почти вчетверо. Но самым главным являлось то, что в Цензурном
комитете хранились экземпляры произведений известных русских писателей,
подписанные их собственной рукой, то есть представляющие не только
культурную, но еще и историческую ценность. Так, в Библиотеку русской
драмы попали автографы А. Н. Островского, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова,
Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и еще нескольких авторов 19 века. Кроме
подписей этих писателей, на полях некоторых пьес были обнаружены их
пометки, рисунки и наброски декораций.
Чуть позднее Поляков приобрел для библиотеки
старинные книги, принадлежавшие когда-то императору Павлу I и хранившиеся
в его дворце в Царском Селе. Среди них было несколько редких книг
18 века, одна из которых - трагедия Я. Б. Княжнина "Вадим Новгородский"
- вообще считалась полностью исчезнувшей, поскольку была признана
"вредной и вольнодумной" и весь ее тираж был уничтожен по приказу
Екатерины II. Но, как выяснилось, один экземпляр все же уцелел и был
припрятан сыном Екатерины, чтобы через двести с лишним лет оказаться
в Театральной библиотеке.
В 20 столетии фонды библиотеки пополнялись
письмами, дневниками и мемуарами различных театральных деятелей, работами
по истории театрального искусства и, конечно, пьесами новых авторов.
Она еще два раза сменила свое название, успев побывать Библиотекой
театра имени А. С. Пушкина и Ленинградской государственной библиотекой
имени А. В. Луначарского, после чего получила свое современное название.
Книги, посвященные исследованию театра или рассказывающие об известных
режиссерах и актерах, продолжают поступать в эту библиотеку, ставшую
неотъемлемой частью петербургской театральной жизни.
Как добраться
Доехать до станции
метро "Гостиный двор" и пройти от нее по Невскому проспекту в сторону
увеличения нумерации домов до площади Островского. Вход в библиотеку
- с площади Островского, 6.
Историческая справка
1756 г. - учреждение Российского придворного
театра.
1801 г. - переезд библиотеки Российского придворного театра
в здание Малого театра.
1832 г. - переезд библиотеки Российского придворного театра
в здание Александринского театра.
1889 г. - учреждение Центральной библиотеки императорских театров.
1917 г. - переименование Центральной библиотеки императорских
театров в Центральную библиотеку русской драмы.
1931 г. - переименование Центральной библиотеки русской драмы
в Ленинградскую государственную библиотеку имени А. В. Луначарского.
1994 г. - переименование Ленинградской государственной библиотекой
имени А. В. Луначарского в Санкт-Петербургскую театральную библиотеку.
Мифы и легенды
В кругах петербургских
театральных критиков и искусствоведов существует что-то вроде традиции:
многие из них в свое время работали в Театральной библиотеке по ночам.
Конечно, получить разрешение на посещение библиотеки в неурочное время
было непросто, но постоянно занятые театроведы все же находили способы
проникнуть туда после закрытия, чтобы спокойно, в тишине и одиночестве,
изучить нужную им литературу. Большим любителем посидеть в "Театралке"
ночью был Л. Б. Гительман, получивший в последствии звание академика
и ставший одним из самых известных театральных критиков России. С
тех пор некоторые критики и искусствоведы Санкт-Петербурга верят,
что "ночные бдения" в Театральной библиотеке помогут им прославиться,
и стараются договориться с библиотечным руководством о том, чтобы
хоть пару раз поработать ночью в ее читальном зале.
|
|