Сделать стартовой Добавить в избранное

Реклама
Статистика

главная » энциклопедия петербурга » Метрополиитен Санкт-Петербурга

МЕТРОПОЛИТЕН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Карта Метро Санкт-Петербурга
карта метро

Первые идеи о сооружении в Санкт-Петербурге подземной железной дороги начали появляться в конце 19-начале 20 веков. Уже тогда в городскую администрацию поступали проекты тоннелей, проложенных под Невой или под центральными улицами города, транспортное движение на которых становилось все более интенсивным. Однако в те времена разговоры о подземном транспорте не воспринимались всерьез и изобретателям, составляющим подобные проекты, настоятельно рекомендовалось "заниматься каким-нибудь более полезным делом".

При советской власти количество транспорта на улицах Ленинграда и Москвы стало расти еще быстрее, и разговоры о необходимости подземных путей сообщения теперь действительно стали актуальными. Наконец, в 30-е годы 20 века было принято решение о строительстве метрополитена в Москве. Что касается Ленинграда, то правительство долгое время сомневалась, возможно ли построить подземную железную дорогу в городе, известном своими болотистыми землями. Но после Великой Отечественной войны власти все же решились пустить подземный транспорт в городе на Неве.

Строительство метрополитена в Северной столице проходило труднее и длилось дольше, чем в Москве. Тоннели для подземной железной дороги из-за влажного, постоянно оседающего грунта пришлось делать более глубокими, так как они нуждались в дополнительном укреплении. В результате первая подземная линия Ленинграда была открыта только в середине 20 столетия. В ней было девять станций, которые в настоящее время относятся к первой - "красной" - линии Петербургского метрополитена, - от "Площади Восстания" до "Автово". Все станции в то время имели по одному выходу на поверхность, а в курсировавших между ними поездах было всего по четыре вагона.

После того как первая линия была запущена, строительство Ленинградского метро стало продвигаться достаточно быстрыми темпами. В следующие пять лет первая линия удлинилась еще на две станции - "Чернышевскую" и "Площадь Ленина", а на станции "Площадь восстания" был открыт выход на Московский вокзал. Затем в эксплуатацию стали водить вторую линию (на современных картах метрополитена она обозначается синим цветом) - от станции "Технологический институт - II" до "Парка Победы". Первое время вторая линия никак не сообщалась с первой, а переход между первым и вторым "Технологическими институтами" был проложен несколько позже.

В 1962 году открылся второй выход на станции "Площадь Ленина". В следующем году ко второй линии добавили станции "Площадь Мира" (сегодня "Сенная площадь"), "Невский проспект", "Горьковская" и "Петроградская". В это время росла и первая линия - в конце 60-х годов за станцией "Автово" начинает работать станция "Дачное", в настоящее время не существующая. Местоположение этой станции было признано слишком неудобным, и через десять лет после ввода в эксплуатацию станция "Дачное" была закрыта и частично разобрана.

Через год после появления станции "Дачное" в Ленинградском метро открылась третья - "зеленая" - линия, которая также поначалу существовала сама по себе, не пересекаясь с другими. Первыми станциями на третьей линии стали "Площадь Александра Невского", "Маяковская", "Гостиный двор" и "Василеостровская". Вскоре были построены переходы между "Маяковской" и "Площадью Восстания", а также между "Невским проспектом" и "Гостиным двором".

В следующие годы все три линии метрополитена продолжали удлиняться, постепенно приближаясь к городским окраинам. Третья линия "доросла" до станции "Ломоносовская", а вторая - до станции "Купчино", после которой была построена еще одна станция, "Московское", которая в настоящее время не работает. Первую линию сначала продлили на северо-восток до станции "Лесная", а потом еще дальше, до "Комсомольской", как в то время называлась станция "Девяткино". За "Девяткино" какое-то время существовала станция под названием "Северное". После закрытия станции "Дачное" первая линия была дополнена станциями "Ленинский проспект" и "Проспект ветеранов".

Через 30 лет после открытия первой линии Ленинградского метрополитена в городе появилась четвертая, и на сегодняшний день последняя, линия, на картах обозначенная желтым цветом. В нее тогда входило четыре станции - "Площадь Александра Невского II", "Красногвардейская" (сегодня "Новочеркасская"), "Ладожская" и "Проспект Большевиков". Три другие линии к тому времени выглядели практически так же, как и в настоящее время, за исключением второй, конечной станцией которой на севере была "Удельная". Следующие за ней "Озерки" и "Проспект Просвещения" были открыты несколько позже.

Вскоре четвертая линия удлинилась с одной стороны до станции "Улица Дыбенко", а с другой - до станции "Садовая", соединившись переходами с тремя остальными линиями метрополитена.

В "перестроечное" время, вместе с переименованием улиц и площадей, началось и переименование подземных станций - "Площадь Мира" стала называться "Сенной площадью", "Красногвардейская" - "Новочеркасской", а "Комсомольская" - "Девяткино".

В конце 20 века перегон между станциями "Лесная" и "Площадь мужества" был затоплен, и станции первой линии от "Выборгской" до "Девяткино" были закрыты на ремонт. Жители этого густонаселенного района, расположенного далеко от центра города, остались без основного средства городского транспорта. Правда, вскоре все станции были вновь открыты, однако разрыв между "Площадью Мужества" и "Лесной" ликвидировался в течение девяти лет. Все это время поезда по этому участку не ходили, и доехать от одной станции до другой можно было на специально выделенном для этой цели автобусе, что создавало жителям города определенные неудобства. Только недавно участок между этими двумя станциями был, наконец, полностью отремонтирован.

Одновременно с ремонтом первой линии, в городе шло удлинение четвертой. В течение нескольких последних лет были открыты станции "Спортивная", "Чкаловская", "Старая Деревня" и "Крестовский Остров", соединившие центр города с районами островов.

В настоящее время в Санкт-Петербургском метрополитене 58 станций, три из которых - "Рыбацкое", "Купчино" и "Девяткино" - являются наземными, а еще три - "Автово", "Ленинский проспект" и "Проспект Ветеранов" расположены на глубине от 8 до 12 метров и по этой причине не имеют движущихся эскалаторов. Самой длинной из линий Петербургского метрополитена является вторая - ее протяженность составляет 27,9 километров, а самой короткой - четвертая, протяженность которой 20,9 км. В ближайшие годы планируется построить еще несколько станций, в первую очередь "Адмиралтейскую" и "Комендантский проспект". Также существуют проекты соединить крайние станции всех линий кольцевой подземной дорогой, а также построить станции метро в пригородных районах и городах-спутниках Санкт-Петербурга, но эти планы, пожалуй, относятся уже к более отдаленному будущему.

Каждая из станций Санкт-Петербургского метрополитена представляет собой настоящий шедевр архитектурного искусства. Полы и стены подземных вестибюлей и переходов выложены плитами разноцветного мрамора или гранита, а на некоторых станциях - кафельными плитками или мозаикой красного, зеленого, розового и других цветов. Большинство станций оформлено мозаичными или рельефными картинами, мраморными колоннами и различными лепными украшениями. Интересно, что внутреннее убранство многих станций Петербургского метрополитена выполнено в соответствии с их названиями. Так, например, станция "Лесная" оформлена с использованием зеленой кафельной плитки, а на стене станции метро "Маяковская" можно увидеть рельефный портрет поэта, в честь которого она названа. Стены станции "Площадь Александра Невского" отделаны металлическими деталями, в форме звеньев древней кольчуги, а на "Черной речке" и "Пушкинской" установлены памятники самому известному русскому поэту.

Историческая справка

1955 г. - запуск первой очереди Петербургского метрополитена; открытие станций "Площадь Восстания" (выход на площадь Восстания), "Владимирская", "Пушкинская", "Технологический Институт I", "Балтийская", "Нарвская", "Кировский Завод", "Автово".
1958 г. - открытие станций "Чернышевская" и "Площадь Ленина" (выход на Финляндский вокзал).
1960 г. - открытие выхода на Московский вокзал со станции "Площадь Восстания".
1961 г. - открытие станций "Технологический Институт II", "Фрунзенская", "Московские Ворота", "Электросила", "Парк Победы".
1962 г. - открытие выхода на Боткинскую улицу со станции "Площадь Ленина".
1963 г. - открытие станций "Площадь Мира", "Невский проспект", "Горьковская", "Петроградская".
1966 г. - открытие станции "Дачное".
1967 г. - открытие станций "Площадь Александра Невского I", "Маяковская", "Гостиный Двор", "Василеостровская".
1969 г. - открытие станции "Московская".
1970 г. - открытие станций "Елизаровская" и "Ломоносовская".
1972 г. - открытие станций "Звёздная", "Купчино" и "Московское".
1975 г. - открытие станций "Выборгская", "Лесная", "Площадь Мужества", "Политехническая", "Академическая".
1977 г. - открытие станций "Ленинский Проспект" и "Проспект Ветеранов", закрытие станции "Дачное".
1978 г. - открытие станций "Гражданский Проспект", "Комсомольская" и "Северное".
1979 г.- открытие станции "Приморская".
1980 г. - открытие выхода в город со станции "Технологический Институт II".
1981 г. - открытие станций "Пролетарская" и "Обухово".
1982 г. - открытие станций "Чёрная Речка", "Пионерская" и "Удельная".
1984 г. - открытие станции "Рыбацкое".
1985 г. - открытие станций "Площадь Александра Невского II", "Красногвардейская", "Ладожская" и "Проспект Большевиков" и перехода между станциями "Площадь Александра Невского I" и "Площадь Александра Невского II".
1987 г. - открытие станции "Улица Дыбенко".
1988 г. - открытие станций "Озерки" и "Проспект Просвещения".
1991 г. - открытие станций "Лиговский Проспект", "Достоевская" и "Садовая" и переходов между станциями "Владимирская" - "Достоевская" и "Площадь Мира" - "Садовая".
1992 г. - переименование станций: "Комсомольская" переименована в "Девяткино", "Красногвардейская" в "Новочеркасскую" и "Площадь Мира" в "Сенную Площадь".
1995 г. - затопление перегона между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества"; закрытие станций "Выборгская", "Лесная", "Площадь Мужества", "Политехническая", "Академическая", "Гражданский Проспект" и "Девяткино" на ремонт.
1996 г. - открытие после ремонта станций "Выборгская", "Лесная", "Площадь Мужества", "Политехническая", "Академическая", "Гражданский проспект" и "Девяткино".
1997 г. - открытие станций "Спортивная" и "Чкаловская".
1999 г. - открытие станций "Старая Деревня" и "Крестовский остров".
2004 г. - открытие движения поездов между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества".

Назад




[an error occurred while processing this directive]

 

Реклама