Реклама
Статистика

главная » энциклопедия петербурга » Музеи-квартиры Санкт-Петербурга » Музей-квартира А.С. Пушкина

МУЗЕЙ-КВАРТИРА А. С. ПУШКИНА



Адрес: наб. реки Мойки, 12
Телефон: (812) 315-3531, 311-0007
Часы работы: 11:00-17:00
Выходной день: вторник и последняя пятница месяца
Станция метро: Невский проспект, Гостиный двор

Александр Сергеевич Пушкин никогда не имел собственного дома в Санкт-Петербурге и жил в съемных квартирах. После свадьбы с Натальей Гончаровой он менял место жительства каждый год. В квартиру на набережной реки Мойки, шестую по счету, семья Пушкина переехала всего за несколько месяцев до его трагической гибели. Но несмотря на то, что он прожил в ней совсем недолго, именно эта квартира стала в конце концов его мемориальным музеем.

Дом на Мойке где поселился поэт, был построен еще в начале 18 века, но с тех пор несколько раз перестраивался и ремонтировался. До Пушкина в нем успели пожить другие известные лица: во времена императрицы Анны Иоанновны его занимал ее фаворит герцог Бирон, а в начале 19 века дом принадлежал княгине А. Н. Волконской, известной в Петербурге своим "Литературным салоном". Семья Пушкина заняла в этом доме одиннадцать комнат, однако, если учесть, что у них с Натальей Гончаровой было четверо маленьких детей, за которыми присматривали несколько нянек и гувернанток, квартира казалась им довольно тесной. Пушкин планировал прожить здесь два-три года, а потом, когда дети станут постарше, подыскать какое-нибудь другое, более просторное жилье.

В квартире на Мойке Пушкин продолжил работу над историческим произведением "История Петра Великого", хотя и не успел ее завершить. Много времени он посвящал редактированию литературного журнала "Современник". Кроме того, в этот последний период его жизни была закончена повесть "Капитанская дочка".

После смерти Пушкина российское правительство запретило проводить какие-либо мероприятия, посвященные его памяти - как известно, даже на похороны поэта его близким пришлось ехать тайком. Н. Н. Гончарова с детьми вскоре переехала из квартиры, где он умер, за город, и вернулась в Петербург только спустя несколько лет. В дом на Мойке вселялись другие жильцы, обстановка его комнат менялась, и о том, что когда-то в них жил величайший российский поэт, никто долгое время не вспоминал.

Только в 20 веке в доме на Мойке впервые открылась выставка, посвященная жизни и творчеству поэта. А в год столетия со дня его смерти там открылся музей, ставший филиалом Всероссийского музея А. С. Пушкина, в который также вошли Музей-квартира Пушкина на Арбате в Москве, Музей-дача и Музей-лицей в Царском селе и бывшее имение семьи Пушкиных в Михайловском. Интерьер кабинета Александра Сергеевича был восстановлен по рисункам В. А. Жуковского, сделанным вскоре после смерти поэта, а для того чтобы воспроизвести обстановку других комнат, стены исследовали ученые-археологи. Книги, рукописи, некоторые личные вещи Пушкина и даже мебель из его кабинета сохранились благодаря поэтам В. А. Жуковскому и П. А. Вяземскому и составили основную часть экспозиции нового музея. Сейчас в кабинете, где Пушкин работал над своими последними произведениями и редактировал первый в России литературный журнал, можно увидеть его письменный стол и вольтеровское кресло, полку с множеством книг, написанных на четырнадцати языках, графин из рубинового стекла и бронзовая чернильница с фигуркой арапчонка, подаренная Пушкину его другом П. В. Нащекиным. Большинство рукописей поэта хранятся в архивах Пушкинского дома, и лишь несколько листов бумаги, исписанные его быстрым, неразборчивым почерком, лежат на столе в его бывшем кабинете. Стены кабинета украшают портреты его друзей - А. А. Дельвига, Е. А. Баратынского и других. Особую ценность представляет портрет В. А. Жуковского, подаренный им Пушкину после выхода в свет поэмы "Руслан и Людмила". На портрете Жуковский сделал легендарную надпись: "Победителю-ученику от побежденного учителя".

В прихожей находится жилет Пушкина, в котором он участвовал в дуэли с Дантесом, каминные часы, остановленные в момент его смерти, посмертная маска поэта и медальон с прядью его волос.

Как и большинство мемориальных музеев-квартир, музей Пушкина на Мойке является не только местом проведения экскурсий, но и культурным центром, где устраиваются всевозможные конференции, семинары, литературные вечера и другие подобные мероприятия.



Как добраться

Доехать до станции метро "Невский проспект", выйти на канал Грибоедова и пройти по Невскому проспекту в сторону уменьшения нумерации домов до набережной реки Мойки. Повернуть направо и идти в сторону уменьшения нумерации домов до дома № 12.

Историческая справка

1799-1837 гг. - годы жизни А.С. Пушкина.
1720-е гг. - строительство дома на набережной Мойки.
1836 г. - переезд А.С. Пушкина и его семьи в дом на Мойке.
1925 г. - выставка в бывшей квартире А.С. Пушкина.
1937 г. - открытие музея в бывшей квартире А.С. Пушкина.
1987 г. - окончательная реставрация квартиры А.С. Пушкина и придание ей ее исторического облика.

Легенды и мифы

Одним из самых таинственных экспонатов Музея-квартиры А.С. Пушкина на Мойке является так называемый "линевский портрет" поэта, резко отличающийся от других произведений живописи 19 века. Достоверно неизвестно, кто был автором этого портрета, но большинство исследователей приписывают его создание полковнику И. Л. Линеву. С точки зрения художественной техники, этот портрет заметно уступает произведениям признанных художников, однако лицо Пушкина на нем выглядит удивительно живым - мрачным и словно бы страдающим. Предполагается, что это самое последнее изображение Пушкина, хотя в вопросе времени его написания мнения искусствоведов расходятся. Одни считают, что портрет был написан за несколько недель или даже дней до смерти Пушкина, другие уверены, что художник рисовал его по памяти и по другим портретам уже после смерти поэта. Несомненно одно: художник, писавший портрет, относился к Пушкину с огромным состраданием и сумел передать это чувство в своем произведении. У людей, видевших портрет, он нередко вызывал странное, тоскливое чувство, так что некоторые особо впечатлительные посетители приписывали ему чуть ли не мистические свойства.

Рассказывают, что вскоре после открытия музея один из посетителей заявил, что этот портрет был написан глухонемым человеком - по его словам, это объясняло все странности изображения. Однако объяснять свою точку зрения этот человек не стал, а сотрудники музея не придали его словам особого значения.

Назад




Музеи-квартиры
Санкт-Петербурга

 

Реклама