|
» » » Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова
МУЗЕЙ-КВАРТИРА Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА
|
Адрес: Загородный пр., 28
Телефон: (812) 315-3875
Часы работы: 11:00-18:00
Выходной день: понедельник, вторник и последняя пятница месяца
Станция метро: Владимирская, Достоевская
Многие знаменитые композиторы жили в Санкт-Петербурге, но только в квартире Н. А.
Римского-Корсакова работает мемориальный музей, являющийся филиалом
Музея театрального и музыкального искусства. В каком-то смысле этой
квартире "повезло": несмотря на то, что после революции она была
превращена в "коммуналку", дети и внуки композитора продолжали жить
в одной из комнат, сумев сохранить большую часть его личных вещей,
из которых спустя полвека была создана экспозиция музея. Здание
на Загородном проспекте, в котором в конце 19 века сняла квартиру
семья Николая Андреевича Римского-Корсакова, принадлежало генеральше
М. А. Лавровой. В нем располагался доходный дом, а часть помещений
сдавалась жильцам. Римский-Косаков прожил здесь последние 15 лет
своей жизни. Это было время расцвета его творчества: в новую квартиру
он переехал, будучи уже известным композитором и дирижером. Однако
лучшие его произведения были написаны, когда он обосновался на новом
месте. В частности, это 11 из 15 опер Римского-Корсакова - "Садко",
"Царская невеста", "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок", "Кащей
бессмертный" и другие.
В гостях у Римского-Корсакова бывали почти все известные композиторы и музыканты конца 19-начала
20 веков: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, А. К. Глазунов, И. Ф.
Стравинский, а также художники В. А. Серов и И. Е. Репин, певец
Ф. И. Шаляпин и другие деятели искусства. Римский-Корсаков любил
устраивать дома музыкальные вечера с песнями и игрой на старинном
беккеровском рояле. Обычно такие встречи композиторов и певцов проходили
раз в неделю, по средам, и в конце концов их стали называть "Корсаковскими
средами".
Музей Римского-Корсакова был открыт во второй половине 20 века по инициативе его потомков. Сохранившуюся мебель композитора и знаменитый рояль расположили в четырех комнатах
его бывшей квартиры - в передней, гостиной, столовой и рабочем кабинете
Римского-Корсакова, воссоздав в них обстановку, в которой жил композитор.
Кроме мебели, его потомки предоставили музею множество памятный
предметов, связанных с именем Римского-Корсакова, в том числе именной
столовый сервиз и несколько портретов его предков, которые принадлежали
к старинному дворянскому роду.
Остальная часть квартиры композитора была перестроена и разделена на два больших помещения. В одном из них была устроена экспозиция, состоящая из нотных рукописей Римского-Корсакова
и различных документов, по которым можно проследить историю его
жизни и творчества. А во втором в настоящее время работает концертный
зал, где вновь, как и сто лет назад, проходят "Корсаковские среды"
с выступлением современных музыкантов, оперных певцов и эстрадных
исполнителей.
Как добраться
Доехать до станции метро
"Владимирская" или "Достоевская", выйти на нечетную сторону Загородного
проспекта, сесть на троллейбус №№ 3, 8 или 15 и до пересечения Загородного
проспекта с Социалистической улицей. Затем перейти на четную сторону
Загородного проспекта и пройти немного назад, в сторону уменьшения
нумерации домов, до дома № 28.
Историческая справка
1844-1908 гг. - годы жизни Н. А. Римского-Корсакова.
1874 г. - постройка дома генеральши М. А. Лавровой.
1893 г. - в дом генеральши М. А. Лавровой переезжает Н. А.
Римский-Корсаков.
1971 г. - открытие мемориального музея Н. А. Римского-Корсакова.
Легенды и мифы
По слухам, соседи
Н. А. Римского-Корсакова не слишком благосклонно относились к музыкальным
вечерам, которые он так любил устраивать у себя дома. Громкая игра
на рояле и исполнение песен в его квартире часто заканчивались глубокой
ночью, а после этого Николай Андреевич и его гости, как правило,
усаживались пить чай и расходились только под утро. Так что великому
композитору приходилось время от времени выслушивать жалобы соседей
и давать им обещания "больше не шуметь по ночам". Зато соседским
детям, жившим в квартире этажом выше, его "домашние концерты" очень
нравились: в те вечера, когда у Римского-Корсакова в гостях выступал
Шаляпин, они специально ложились на пол и прижимали уши к паркету,
чтобы лучше расслышать голос знаменитого певца.
|
|