|
»
» » Музей Академии художеств
МУЗЕЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
|
Адрес: Университетская наб., 17
Телефон: (812) 323-3578, 323-6496
Часы работы: 11:00-18:00
Выходной день: понедельник, вторник
Станция метро: Василеостровская, Невский проспект, Гостиный двор
В середине 18 века в Санкт-Петербурге по инициативе императрицы Елизаветы Петровны была
создана "Академия трех знатнейших искусств" - живописи,
скульптуры и архитектуры. Одно из помещений здания Академии было отдано
под учебный музей: предполагалось, что в нем будут храниться работы
известных мастеров, с которых ученики этого учебного заведения могли
бы делать копии. Затем в музей стали отправлять наиболее удачные произведения
прославившихся выпускников Академии: тех, кто удостоился награды за
свое творчество либо получил звание академика или профессора. Вскоре
в отведенном под музей зале не осталось свободного места, так что
во время перестройки здания Академии архитекторами Ж.-Б. Валлен-Деламотом
и А. Ф. Кокориновым в его центральной части был возведен просторный
круглый корпус, увенчанный куполом. В этом новом корпусе разместили
все музейные экспонаты. Уже тогда учащиеся Академии художеств стали
называть купольный зал музея "циркулем", и это неофициальное
название сохранилось за ним до сегодняшнего дня.
Собрание музея пополнялось не только
произведениями учащихся, преподавателей и выпускников Академии, но
и частными коллекциями, которые ей были подарены. Первый попечитель
Академии художеств граф И. И. Шувалов передал в музей несколько десятков
собранных им живописных полотен, гравюр и слепков с античной скульптуры.
Затем в Музей Академии художеств, по распоряжению Екатерины II, поступили
большие коллекции произведений искусства из Зимнего дворца и императорского
дворца в Ораниенбауме.
В 19 и 20 веках в Академии художеств
учились и преподавали многие известные мастера России: художники И.
Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. А. Серов; скульпторы Ф.
И. Шубин, С. С. Пименов, В. И. Клодт, П. К. Демут-Малиновский; архитекторы
А. А. Тон, А. Н. Воронихин, В. П. Стасов. После их ухода из Академии
в музее оставались их полотна, гравюры, скульптуры, модели и чертежи
зданий - с том числе таких известных памятников архитектуры, как Смольный
монастырь и Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Так что к середине
19 века в музее собралась большая коллекция произведений изобразительного
искусства, которая постоянно пополнялась новыми экспонатами. Учащиеся
художественного отделения создавали копии с полотен Рафаэля и Тициана,
начинающие скульпторы делали слепки с античных скульптур, и эти учебные
работы тоже находили свое место в музее. А в 20 веке к собранию музея
добавились произведения выдающихся скульпторов и художников советской
эпохи.
Сегодня по экспонатам Музея Академии
художеств можно проследить всю историю "трех знатнейших искусств"
России с середины 18 века до наших дней. Весь первый этаж музея занят
слепками с античных статуй, принадлежавших когда-то графу Шувалову,
остальные экспонаты размещаются на втором и третьем этажах "циркуля".
В музей продолжают поступать работы студентов Академии, а также их
"коллег" из Института живописи, скульптуры и архитектуры
имени И. Е. Репина и Московского художественного института имени В.
И. Сурикова.
В одном из флигелей Академии художеств
одно время жил и работал украинский поэт и живописец Т. Г. Шевченко
- в нем открыта его мемориальная мастерская, также являющаяся частью
Музея Академии художеств. Кроме того, музей имеет в Санкт-Петербурге
несколько филиалов. Это музеи-квартиры И. И. Бродского, А. И. Куинджи
и дом-музей П. П. Чистякова, открытые там, где жили и работали эти
известные художники, учившихся в Академии.
Как добраться
Доехать до станции метро "Невский проспект" и идти по Невскому
проспекту в сторону уменьшения нумерации домов до пересечения Невского
и Адмиралтейского проспектов. Затем нужно свернуть на Адмиралтейский
проспект и идти до конца, пока он не перерастет в улицу Якубовича.
Параллельно этой улице, ближе к Английской набережной, идет Конногвардейский
бульвар, на который надо свернуть, дойдя до Конногвардейского переулка.
Историческая справка
1757 г. - открытие Академии трех знатнейших искусств и учебного
музея при Академии.
1764-1788 гг. - перестройка здания Академии и сооружение купольного
корпуса для музея.
1858-1861 гг. - во флигеле Академии художеств проживает Т. Шевченко.
1939 г. - основан музей-квартира И. И. Бродского.
1985 г. - основан дом-музей П. П. Чистякова.
1991 г. - основан музей-квартира А. И. Куинджи.
Легенды и мифы
Одно из петербургских приданий гласит,
что круглый внутренний двор Академии художеств был создан по личному
распоряжению Екатерины II. Обсуждая с архитектором Валлен-Деламотом
предстоящую реконструкцию здания Академии, она объявила, что полностью
доверяет ему работу над его проектом, но желает, чтобы он выполнил
одно ее условие - в центре здания должен располагаться внутренний
двор такого же размера и формы, как купол собора Святого Петра в Риме.
На вопрос архитектора, для чего нужен такой двор, императрица ответила,
что он поможет учащимся в Академии будущим зодчим наглядно представлять
себе величину этого знаменитого купола и "соотносить с ним свои
проекты". Валлен-Деламот выполнил условие императрицы, и внутренний
двор был создан с соблюдением всех необходимых пропорций.
Интересно, что некоторые архитектурные
экспонаты Музея Академии художеств как будто подтверждают эту легенду.
В чертежах и моделях зданий, сделанных учениками Академии в 18 и 19
веках, нередко можно встретить купола, арки и круглые залы, размеры
которых повторяют размер внутреннего двора Академии.
|
|