|
»
» » Кунсткамера в Санкт-Петербурге
КУНСТКАМЕРА
|
Адрес: Университетская наб., 3
Телефон: (812) 328-1412
Часы работы: 11:00-17:45
Выходной день: понедельник, последний вторник каждого месяца
Станция метро: Василеостровская, Гостиный двор, Невский проспект
Первый русский музей - Кунсткамера (в переводе с немецкого - "кабинет редкостей")
- был создан на основе личных коллекций Петра I. Среди экспонатов
музея были анатомические и биологические редкости, предметы искусства,
редкие книги, археологические находки. С 1704 по 1714 годы это собрание
хранилось в Москве, а в 1714 году было перевезено в Санкт-Петербург
и размещено в . Хранение
коллекций императора было поручено президенту Аптекарской канцелярии
лейб-медику Роберту Арескину и назначенному специально "надсмотрителем
редкостей и натуралиев" Иоганну Шумахеру. В то время музей еще
не был доступен для широкой публики.
В 1718 году Петр I решил сделать из Кунсткамеры общедоступный музей. И уже в 1719 году экспонаты музея были размещены в конфискованных казной у Смольного двора. Это помещение, однако, было временным:
во-первых, не хватало места для размещения всех экспонатов; во-вторых,
палаты были слишком удалены от центра города.
Ко времени открытия музея количество коллекций, выставленных для обозрения, поражало не только россиян, но и европейцев. За новыми экспонатами отправлялись знаменитые "академические"
экспедиции в Европу, где по распоряжению Петра I приобретались "редкости"
для Кунсткамеры. В первые годы существования музея в нем были даже
живые "экспонаты": уроды, карлики, великаны.
Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, строившееся с 1718 по 1734 год, принадлежит к числу немногих хорошо сохранившихся памятников
архитектуры первой четверти 18 века. Первоначальный проект здания
был разработан архитектором Г. Матарнови, а осуществляли строительство
архитекторы Н. Гербель, Г. Киавери и М. Земцов.
Кунсткамера состоит из двух равных по
внешнему облику трехэтажных корпусов, которые соединены центральным
корпусом сложной конфигурации. Над центральным корпусом возведена
многоярусная башня. Восточный корпус с двухэтажным залом предназначался
для библиотеки, западный с точно таким же залом - для музейных коллекций.
В центральном корпусе и башне, которую первоначально венчала деревянная
вышка, размещались анатомический театр и обсерватория. В круглом зале
третьего этажа был размещен Готторпский глобус-планетарий. Этот уникальный
глобус, созданный в 17 веке в Германии, был привезен в Петербург в
1717 году в качестве подарка Петру I. Диаметр глобуса составлял 3,1
метра. Снаружи были изображены все известные тогда страны, моря и
реки, а внутри глобуса располагался первый в мире планетарий.
Кунсткамера переехала в новое здание
уже в 1727 году. Согласно указу Петра I, вход в музей был бесплатным.
В музее работали служители, которые встречали и водили посетителей
по всем комнатам, показывая "редкости" с краткими пояснениями.
В 1741-1745 годах были опубликованы двухтомный каталог Кунсткамеры
и иллюстрированный путеводитель по музею на немецком и русском языках.
В 1747 году в здании музея случился
пожар. Погибла большая часть этнографических коллекций, пострадал
Готторпский глобус, сгорела деревянная вышка на башне. Восстанавливал
здание в 1754-1758 годах архитектор С. Чевакинский, который значительно
упростил первоначальный облик Кунсткамеры.
До нашего времени сохранилась лепная
барочная обработка сводов первого этажа Кунсткамеры, выполненная в
1760-х годах. В 1777-1779 годах, когда отмечалось 50-летие Академии
наук, помещения музея были оформлены скульптурными аллегорическими
группами, бюстами и медальонами выдающихся ученых, из которых сохранились
два гипсовых барельефа - "Россия" и "Празднующая Европа"
- работы скульптора М. Павлова. Из скульптурных портретов уцелел барельеф
с изображением великого математика 18 века Л. Эйлера.
В конце 18-начале 19 века этнографические
коллекции Кунсткамеры пополнялись многими знаменитыми путешественниками,
среди которых были Дж. Кук, И. Крузенштерн, Ю. Лиснянский, Ф. Беллинсгаузен,
Н. Миклухо-Маклай. В 20-30-е годы 19 века на базе Кунсткамеры в Санкт-Петербурге были созданы самостоятельные академические музеи - Этнографический, Азиатский,
Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический
музеи и Кабинет Петра I. Часть этих музеев располагалась в здании
Кунсткамеры, часть - в двух соседних зданиях на берегу Невы. До конца
18 века в здании музея также размещались некоторые учреждения основанной
Петром I Академии наук.
В 1903 году, в связи с 200-летием, музею
было присвоено имя "Музей антропологии и этнографии имени императора
Петра Великого".
Во время Великой Отечественной войны
музей был закрыт. Но уже в 1946 году его открыли для широкой публики.
В 1947-1948 годах архитектор Р. Каплан-Ингель восстановил верхнюю
часть башни Кунсткамеры.
В наши дни в залах музея, помимо антропологических
и этнографических коллекций, экспонируются предметы, которые находились
в Кунсткамере еще при Петре I. В помещениях башни расположен музей
М. В. Ломоносова, в котором хранится знаменитый Готторпский глобус,
восстановленный после пожара 1747 года.
Как добраться
Выйти на станции метро "Невский
проспект", перейти по подземному переходу на противоположную
сторону и сесть на автобус 7 или троллейбусы 1, 10, 7 и доехать до
остановки "Стрелка Васильевского острова".
Историческая справка
1704-1714 гг. - экспонаты будущей Кунсткамеры хранятся в Москве.
1714-1719 гг. - коллекции перевезены в Санкт-Петербург и размещены
в .
1718 г. - начато строительства здания для Кунсткамеры на стрелке
.
1719 г. - Кунсткамера открыта для публичного обозрения в .
1727 г. - Кунсткамера переезжает в новое здание.
1743 г. - завершено строительство нового здания Кунсткамеры.
1741-1745 гг. - опубликованы двухтомный каталог Кунсткамеры
и иллюстрированный путеводитель по музею на немецком и русском языках.
1747 г. - пожар в здании музея.
1754-1758 гг. - здание восстановлено по проекту С. Чевакинского.
1766 г. - окончание ремонта в здании музея.
1820-1830-е гг. - создание на базе Кунсткамеры самостоятельных
академических музеев.
1903 г. - в связи с 200-летием музею присвоено новое название:
"Музей антропологии и этнографии имени императора Петра Великого".
1946 г. - музей открыт для посетителей после окончания войны.
1947-1948 гг. - архитектор Р. Каплан-Ингель восстановил деревянную
вышку над башней Кунсткамеры.
Легенды и мифы
Когда Кунсткамера только открылась
для посещения, генерал-прокурор Сената Павел Ягужинский предложил
для изыскания средств на пополнение коллекции брать с посетителей
плату за вход. Петр I, однако, лучше знал своих подданных. Желая привить
россиянам тягу к просвещению, царь приказал каждого посетителя угощать
чаем, кофе, венгерским вином или водкой, а на закуску давать бутерброд.
Со зданием Кунсткамеры в Санкт-Петербурге связана еще одна легенда. Однажды, гуляя по Васильевскому острову, Петр увидел редкую
сосну, у которой ветка вросла в ствол, образуя полукольцо. "Вот
так дерево-монстр!" - воскликнул восхищенный царь… и велел срубить
сосну, а на ее месте заложить новое здание Кунсткамеры.
|
|