 |
»
» » Дворец Белосельских-Белозерских
ДВОРЕЦ БЕЛОСЕЛЬСКИХ-БЕЛОЗЕРСКИХ
|

Адрес: Невский пр., д. 41
Телефон: (812) 319-9790
Часы работы: 10:00-8:00
Станция метро: Гостиный двор, Невский проспект, Маяковская
В конце 18 века на углу Фонтанки и Невского проспекта стоял небольшой дом, принадлежавший
семье Нарышкиных. Он был куплен княгиней А. Г. Белосельской и вскоре
после этого перестроен архитекторами Т. де Томоном и Ф. И. Демерцовым.
Однако свой сегодняшний облик это здание приобрело только в середине
19 века, когда его капитальной перестройкой занялся А. И. Штакеншнейдер.
По заказу князя К. В. Белосельского-Белозерского он полностью изменил
внешний вид фасадов, пристроил два новых флигеля и щедро украсил особняк
декоративными элементами в стиле барокко: атлантами и кариатидами,
колоннами, пилястрами и рельефными наличниками. Фигуры атлантов и
кариатид были созданы по моделям скульптора Д. И. Иенсена. Внутренняя
отделка дворца - в первую очередь широкая парадная лестница и мраморные
камины - была выполнена Штакеншнейдером. Вдоль лестницы стояли кариатиды
и скульптуры, поддерживающие позолоченные канделябры, а в ажурной
решетке перил можно было разглядеть изящные вензеля из инициалов владельца.
Очень красиво была отделана богатая библиотека Белосельских-Белозерских:
стены, обитые резными деревянными панелями и затянутые шелком; камин,
украшенный рельефным узором; огромное зеркало в позолоченной раме.
Князья Белосельские-Белозерские, как и другие богатые семейства Санкт-Петербурга, любили устраивать в своем дворце пышные приемы и балы, которые иногда посещал даже император
Александр III со своей супругой Марией Федоровной. Царю так нравилось
бывать в этом доме, что, в конце концов, он выкупил его у Белосельских-Белозерских
и подарил своему младшему брату великому князю Сергею Александровичу,
после чего дворец стал называться Сергиевским.
Во время Первой мировой войны в Сергиевском дворце размещался британско-русский военный госпиталь, а после революции его занял районный партийный комитет. В отличие от большинства других
объектов, которым в советскую эпоху были даны новые названия, Сергиевский
дворец вернул себе имя своих первых владельцев. Его интерьеры в 20
веке почти не пострадали, только коллекция картин, собранная Белосельскими-Белозерскими,
была перевезена частично в Эрмитаж, а частично в особняк на Крестовском
острове, также принадлежавший этому семейству.
В 1990-е годы 20 века во дворце Белосельских-Белозерских
расположился Комитет по культуре мэрии Санкт-Петербурга и городской
культурный центр, при котором несколько лет назад был открыт Исторический
музей восковых фигур. Сейчас в нем можно увидеть более двухсот экспонатов,
изображающих людей, вошедших в историю - начиная со времен Ивана Грозного
и заканчивая "перестройкой". Организовываются в культурном
центре и всевозможные выставки, конференции и другие подобные мероприятия.
В одном из залов дворца есть концертный зал, в котором проходят разнообразные
музыкальные выступления - от вечеров русской и зарубежной классической
музыки до концертов современных эстрадных исполнителей.
Как добраться
Доехать до станции
метро "Маяковская" или "Гостиный двор" и пройти
по Невскому проспекту в сторону увеличения нумерации домов до набережной
реки Фонтанки.
Историческая справка
1797 г. - покупка дома на углу Фонтанки и
Невского проспекта княгиней А. Г. Белосельской.
1800 г. - реконструкция дома Белосельской архитекторами Т.
де Томоном и Ф. И. Демерцовым.
1846-1848 гг. - реконструкция дома Белосельских-Белозерских
А. И. Штакеншнейдером.
1884 г. - владельцем дворца Белосельских-Белозерских становится
великий князь Сергей Александрович.
1915-1918 гг. - во дворце располагается военный госпиталь.
1919 г. - во дворце располагается райком партии.
1988 г. - создание Исторического музея восковых фигур во дворце
Белосельских-Белозерских.
1990-е гг. - размещение во дворце Белосельских-Белозерских
Комитета по культуре мэрии Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского
культурного центра.
Легенды и мифы
Почти каждый работник
Исторического музея восковых фигур хотя бы раз слышал странные звуки,
шорохи и даже что-то похожее на человеческий шепот, раздающиеся из
залов, где не было никого, кроме восковых экспонатов. В экспозициях,
которые иллюстрируют какие-либо трагические события, применяется специальный
состав, имитирующий кровь, который со временем должен тускнеть. Однако
этого не происходит: алые пятна на одежде исторических личностей по
нескольку лет остаются "свежими". А в комнате, где расположена
экспозиция "Расстрел царской семьи", и вовсе творятся необъяснимые
вещи. Например, восковая фигура Я. М. Юровского, руководившего расстрелом
Николая II и членов его семьи, время от времени падает на фигуру императрицы
Александры Федоровны. Это происходило уже несколько раз, как бы хорошо
воскового Юровского не закрепляли.
Интересен случай, после которого сотрудники
музея и вовсе начали побаиваться своих восковых "подопечных".
Однажды ночной сторож тайком впустил в залы музея компанию своих приятелей,
которые решили немного "пошутить" над экспонатами. Кому-то
задрали юбку, у кого-то сорвали императорскую ленту или диадему -
в итоге наутро большинство фигур были найдены в весьма плачевном состоянии.
При более детальном осмотре выяснились довольно странные вещи: фигура
Анны Иоанновны, держащая ружье, выглядела так, будто у нее пытались
вырвать его из рук, но сделать этого незваным гостям не удалось. У
одной из фрейлин пытались отобрать зонтик, а с императрицы Марии Федоровны
сдернуть шляпку, однако они тоже "не отдали" вандалам свои
вещи. И даже сорвать ордена с фигуры Брежнева "ночные посетители"
не смогли, хотя очень старались!

|
 |