 |
»
» » Михайловский дворец
МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ
|

Адрес: Инженерная улица, 4
Телефон (музея): (812) 219-1615, 314-3448
Время работы (музея): 10:00-17:00
Выходные дни (музея): вторник
Станция метро: Гостиный двор, Невский проспект
Этот дворец и окружающий его сад считаются одним из самых необычных мест в Санкт-Петербурге.
Окруженный старинными петербургскими домами, Михайловский архитектурный
ансамбль больше всего напоминает пригородную усадьбу, непонятно как
оказавшуюся в центре большого города. Идея создать в столице дворец,
построенный по схеме загородных царских резиденций, принадлежала известному
архитектору К. Росси. Таким необычным образом он подошел к строительству
особняка для младшего брата императора Александра I - великого князя
Михаила Павловича Романова.
Главный корпус дворца, названного Михайловским
по имени его владельца, Росси построил в глубине просторного двора.
Знаменитый архитектор лично следил за работой специалистов, которым
была поручена внешняя и внутренняя отделка здания. Под его руководством
лучшие скульпторы того времени - С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский
- оформили главный фасад дворца портиком с восемью коринфскими колоннами,
поднятым над землей на высоту второго этажа, выполнили на наружных
стенах фигурные барельефы и установили у центрального входа двух каменных
львов, словно бы охраняющих здание. Барельефы и живописные панно,
созданные художниками А. Виги, Д. Скотти и Б. Медичи, украсили и внутренние
помещения дворца, среди которых особенно роскошно и оригинально был
отделан Белоколонный зал. Он был разделен на три части рядами коринфских
колонн, а его стены украсили барельефами и живописными панно, на которых
А. Виги изобразил сцены из античных поэм "Илиада" и "Одиссея". Не
забыл Росси и об обстановке будущего здания - мебель и хрустальные
люстры Михайловского дворца были сделаны по его эскизам.
Несмотря на то, что Михайловский дворец
не был похож на окружающие его строения, он прекрасно вписался в ансамбль
расположенной рядом с ним Михайловской площади, как в то время называлась
площадь Искусств. В этом тоже была заслуга К. Росси, приложившего
все силы для того, чтобы новый дворец сочетался с соседними строениями
по стилю, но в то же время выглядел более пышно, чем они, являясь
главным зданием площади. Так и вышло: Михайловский дворец, как и все
здания на площади, был построен в стиле ампир, но если другие дома
в этом месте имели довольно скромный внешний вид, то Михайловский
дворец со своими колоннами и барельефами смотрелся гораздо более торжественно.
Чугунная ограда, окружающая территорию
Михайловского ансамбля также была создана по рисунку К. Росси. Он
спроектировал высокую решетку, символизирующую военную мощь и славу
России и императорского семейства: сверху она была увенчана острыми
наконечниками копий, каждую ее секцию украшал кованный лавровый венок,
а на створках ворот были изображены щиты и скрещенные мечи.
Переехав в свой новый дворец, великий
князь Михаил и его жена Елена Павловна завели традицию устраивать
в нем музыкальные вечера, которые очень любили посещать известные
деятели культуры того времени. Вскоре Елена Павловна пошла еще дальше
и организовала во дворце музыкальные классы для одаренной молодежи.
Эти классы, впоследствии превратившиеся в Консерваторию, были первым
шагом в развитии музыкального образования в России. А в годы Крымской
войны часть помещений дворца, по настоянию Елены Павловны, превратилась
в военный госпиталь. После смерти Елены Павловны Михайловский дворец
некоторое время стоял заброшенным, и только его служебные флигели
сдавались в наем Канцелярии Дворцового ведомства и другим государственным
учреждениям. Идея создания музея, в котором хранились бы произведения
российских художников, появилась еще в середине 19 века. Здания Эрмитажа
к тому времени были заполнены картинами и скульптурами зарубежных
авторов, а для отечественных мастеров в нем отводился только один
зал, где, естественно, не могли разместиться все известные российские
художники. Причем исправить это положение было практически невозможно,
так как свободных залов в Эрмитаже уже не было. Необходимо было найти
отдельное здание, не уступающее другим музеям по красоте и богатству
оформления и, главное, достаточно большое, чтобы в нем поместились
уже написанные полотна и осталось свободное место "про запас". Михайловский
дворец соответствовал всем этим условиям, и в конце века Николай I
выкупил его в государственную казну, чтобы превратить в Императорский
музей русского искусства Александра III. Музей открылся через несколько
лет, поскольку дворец, бывший когда-то жилым помещением, не совсем
идеально подходил для расположения экспонатов, и его пришлось частично
перестроить. Кроме художественно-промышленного отдела, в котором были
выставлены картины и скульптуры российских мастеров, в нем был также
отдел, посвященный памяти Александра III, и этнографический отдел,
где можно было увидеть произведения искусства разных народов России.
Этнографический отдел, сформировавшийся
позже остальных, быстро разросся, и в начале 20 века для него пришлось
строить дополнительные помещения. Для этого архитектор В. Ф. Свиньин
полностью перепланировал восточный флигель Михайловского дворца, фактически
превратив его в самостоятельное здание, словно бы предвидя, что в
будущем этнографическая секция действительно отделится от Русского
музея и станет самостоятельным культурным учреждением - Музеем Этнографии
народов СССР. Некоторое время в Русском музее существовал еще один,
историко-бытовой, отдел, но впоследствии он перешел в ведомство Эрмитажа.
В 20 веке в залах Михайловского дворца
стали выставляться не только классические произведения искусства,
но и современная скульптура и живопись, а также изделия декоративно-прикладного
искусства. Сегодня во дворце нем находится не только Русский музей,
но еще и научно-исследовательский, реставрационный и культурно-просветительский
центры.
Как добраться
Доехать до станции
метро "Невский проспект" и по подземному переходу перейти на другую
сторону Невского проспекта. Пройти по Михайловской улице к площади
Искусств.
Историческая справка
1819-1825 гг. - строительство Михайловского
дворца.
1873 г. - смерть великой княгини Елены Павловны. В Михайловском
дворце располагается Канцелярия дворцового ведомства.
1896 г. - решение о создании Императорского музея русского
искусства Александра III и покупка Михайловского дворца Николаем I.
1898 г. - открытие Императорского музея русского искусства
Александра III.
1912 г. - первая выставка этнографического отдела Русского
музея.
1913 г. - создание историко-бытового отдела Русского музея.
1934 г. - этнографический отдел русского музея получает статус
Музея Этнографии народов СССР.
Легенды и мифы
Существует мнение,
что идея отмены крепостного права в России пришла к Александру II
на одном из приемов в Михайловском дворце - на эту мысль его натолкнула
хозяйка дворца Елена Павловна Романова, имевшая довольно сильное влияние
на молодого императора. Елена Павловна действительно была хорошо образована
и неплохо разбиралась в политической ситуации того времени, а на ее
приемах часто бывали не только представители российской интеллектуальной
элиты, но и члены царской семьи. Современники говорили, что сначала
ей удалось убедить в необходимости крестьянской реформы младшего брата
царя, великого князя Константина Николаевича, а затем, вместе с ним,
уговорить на это и самого Александра.

|
 |