 |
»
» » Малый Эрмитаж
МАЛЫЙ ЭРМИТАЖ
|

Адрес: Дворцовая наб., 34
Телефон (музея): (812) 110-9079, 311-3465
Часы работы (музея): 10:30-18:00
Выходной день (музея): понедельник
Станция метро: Гостиный двор, Невский проспект
Екатерина II всегда чувствовала себя в Зимнем дворце немного неуютно - он казался ей слишком
большим, холодным и мрачным. Поэтому неудивительно, что, придя к власти,
она решила построить для себя "маленький уединенный уголок", обустроив
его по собственному вкусу. Малый Эрмитаж был создан по проекту Ж.-Б.
Вален-Деламота рядом с Зимним дворцом. Однако "уголок" оказался не
таким уж маленьким: в нем хватило места и для парадных комнат, в которых
Екатерина принимала гостей, и для отдельного крыла, где жили ее фавориты,
и даже для висячего сада, из-за которого новый павильон и получил
свое первоначальное название - Оранжерейный дом. К тому же, уже вскоре
после постройки Оранжерейного дома, Екатерина приказывает пристроить
к нему еще один павильон, получивший название "Северный".
Снаружи "уголок" императрицы был украшен
коринфскими колоннами, барельефами и декоративными скульптурными группами.
Южное крыло здания с легкой руки дворцовых сплетников получило название
"Фаворитский корпус". Первым его жильцом стал граф Григорий Орлов,
а затем его сменил князь Григорий Потемкин. Апартаменты, в которых
жили фавориты императрицы, соединялись коридором с ее собственными
покоями. В северном крыле Екатерина любила организовывать увеселительные
вечера, на которых ее придворные играли в различные игры или участвовали
в театральных спектаклях. Часто там ставились пьесы, написанные самой
императрицей. Эти вечера, быстро ставшие традицией, Екатерина называла
"малыми эрмитажными собраниями", что в конце концов привело к переименованию
Оранжерейного дома в Малый Эрмитаж.
Все картины, скульптуры и другие предметы
искусства, которые собирала Екатерина II, также были размещены в залах
ее "уединенного уголка". Так было положено начало огромной коллекции
будущего Государственного Эрмитажа. Да и сама идея создания этого
музея пришла в голову Екатерины именно в этом дворце - в одном из
писем она призналась, что кроме нее любоваться выставленными в нем
картинами могут только мыши и что она считает необходимым исправить
эту ситуацию. Впоследствии в Малом Эрмитаже действительно был открыт
музей и Русская библиотека, книги которой также были собраны императрицей.
Вскоре коллекции книг и произведений искусства перестали помещаться
в Малом Эрмитаже, и для их размещения были построены еще два здания
- Большой или, как его еще называют, Старый Эрмитаж и Новый Эрмитаж.
В 19 веке по проекту архитектора В.
П. Стасова над зданием Малого Эрмитажа был надстроен дополнительный
четвертый этаж. В настоящее время в нем размещается часть экспонатов
Государственного Эрмитажа, среди которых одним из самых старых и,
несомненно, самым необычным являются механические часы "Павлин", установленные
в Павильонном зале. Эти часы, созданные английским мастером Д. Коксом,
Г. А. Потемкин купил в подарок Екатерине II. Его с первого взгляда
привлек оригинальный внешний вид часов, представляющих собой металлическую
скульптурную группу, состоящую из павлина, петуха, совы и белки, сидящих
на ветках дерева. Дерево окружают металлические растения с большими
листьями и шляпки грибов, а циферблат часов вставлен в его ствол.
По замыслу автора, это скульптурное изображение должно символизировать
разные стороны человеческой жизни, противоречащие друг другу и в то
же время всегда находящиеся рядом. Так, петух является символом утра
и одновременно всего светлого и счастливого, а сова, естественно,
обозначает ночь и все темное и страшное. Белке, которая ассоциируется
с практичностью и приземленностью, противопоставляется павлин, символизирующий
чистую возвышенную красоту. И при этом все они находятся на одном
дереве, наполовину сухом, а наполовину покрытом листьями. Часовой
механизм этого произведения искусства действует до сих пор. Раз в
неделю сотрудники Эрмитажа заводят "Павлина", и посетителям предоставляется
возможность услышать, как петух кукарекает, и увидеть, как вертит
головой сова и распускает хвост павлин.
Как добраться
Доехать до станции
метро "Гостиный двор" (выход на канал Грибоедова) и пройти по Невскому
проспекту в сторону уменьшения нумерации домов до Дворцовой площади.
Перейти площадь и выйти в Дворцовой набережной. Пройти по набережной
в сторону увеличения нумерации домов до Мраморного дворца.
Историческая справка
1765-1766 гг. - строительство Оранжерейного
дома.
1840-1843 гг. - строительство дополнительного четвертого этажа
над Малым Эрмитажем.
1852 г. - открытие первого публичного музея в зданиях Малого,
Большого и Нового Эрмитажей.
Легенды и мифы
Современники Екатерины
II вспоминали, что для своих "малых эрмитажных собраний" она придумала
целый список правил, соблюдать которые должны были все приглашенные
в Малый Эрмитаж придворные. Прежде всего, увеселительные вечера должны
были проходить "в российском стиле": разговаривать на иностранных
языках во время этих мероприятий запрещалось, а приходить на них можно
было только в русской одежде. Кроме того, участникам вечеров нельзя
было спорить и вообще громко разговаривать, а также зевать, вздыхать,
портить какие-либо предметы обстановки и "препятствовать другим во
всяких их затеях". Тем, кто нарушал эти правила, приходилось платить
штраф - учить наизусть отрывок из поэмы "Телемахида" В. К. Тредиаковского,
которая даже по тем временам считалась очень трудной для восприятия.

|
 |