|
»
» » Обводный канал
ОБВОДНЫЙ КАНАЛ
|
Поскольку жители Петербурга всегда жили под угрозой наводнений, то со дня основания города предпринимались
различные попытки, чтобы хотя бы немного снизить вероятность этой
угрозы. В начале 19 века городские власти приняли решение о сооружении
канала, который бы в случае наводнения отвел бы невские воды от Санкт-Петербурга.
Кроме того, этот канал был необходим городу для транспортировки грузов
к промышленным предприятиям, расположенным на окраине. Строительство
канала, начатое в 1803, было закончено к 1835 году. Работами руководили
военные инженеры, сначала - И. К. Герард, а потом - П. П. Базен и
Б. П. Э. Клапейрон. Первое судно прошло по каналу в 1835 году. В 19
веке судоходство на Обводном канале процветало, но в начале 20 века
было закрыто из-за увеличения осадки судов.
Название канала связано с его расположением
на окраине города. Обводный канал образовывал границу города, как
бы обводя его с юга.
Протяженность Обводного канала, соединившего Неву и реку Екатерингофку,
- более 8 км, глубина достигает 3 м. В канал впадают реки - Монастырка
и Волковка.
С архитектурной точки зрения Обводный
канал не представляет большого интереса. Это можно объяснить тем,
что на протяжении всей его истории, начиная с первой половины 19 века
и по сегодняшний день, набережные канала являлись промышленной зоной.
В застройке набережных Обводного канала доминируют всевозможные промышленные
предприятия, вокзалы и депо. Правда, есть здесь и два памятника архитектуры
классицизма: здание бывшей Духовной Академии (дом № 7), построенной
в 1817-1819 годах по проекту Л. Руска, и Измайловские провиантские
магазины (дома №№ 169-173), построенные в 1819-1823 годах архитектором
В. П. Стасовым.
Через Обводный канал перекинуто 19
мостов, из них - 17 городских и 2 железнодорожных.
Историческая справка
1803-1835 гг. - строительство Обводного канала
(инженеры И. Ж. Герард, П. П. Базен и Б. П. Э. Клапейрон).
1817-1819 гг. - строится здание Духовной Академии на набережной
Обводного канала (арх. Л. Руска).
1819-1823 гг. - строительство Измайловских провиантских магазинов
(арх. В. П. Стасов).
1835 г. - по Обводному каналу проходит первое судно.
Легенды и мифы
В 19 веке Обводный канал располагался
на самой окраине Петербурга, в промышленной зоне, и поэтому сам канал,
окруженный заводами и фабриками, представлял собой довольно мрачное
зрелище. Территорию вокруг Обводного канала даже не пытались облагородить,
а в воды канала многие предприятия сливали свои промышленные отходы.
Петербуржцы не жаловали канал, плохо пахнущий и пользовавшийся дурной
славой, и частенько называли его "Городским рвом" и "Новой
канавой" (в отличие от просто "Канавы", нынешнего канала
Грибоедова). А в начале 20 века название канала все чаще произносилось
без буквы "д", то есть как "Обвонный".
|
|