Реклама
Статистика

главная » энциклопедия петербурга » Пригороды Санкт-Петербурга » Павловск » Павловский парк

ПАВЛОВСКИЙ ПАРК



"Как ни прекрасен Павловский дворец
и как ни драгоценны его сокровища,
ему не сравниться с Павловским парком".


В. Курбатов


Поэтичный и удивительно разнообразный Павловский парк заслуженно пользуется славой лучшего пейзажного парка Европы. Своим очарованием парк во многом обязан холмистому ландшафту живописных берегов реки Славянки, а также гению архитекторов и декораторов, которые искусно использовали преимущества этого ландшафта, органично вписав в него архитектурные сооружения.

Создание Павловского парка началось одновременно с проектированием и строительством дворца. В планировке парка, занимающего более 600 гектаров, нашли свое отражение все основные художественные стили конца 18-начала 19 веков. Хотя Павловский парк задумывался как пейзажный, в некоторых его частях использованы элементы регулярного парка.

Самая парадная часть парка - Придворцовый район. Его своеобразной осью служит Тройная липовая аллея, которая проектировалась одновременно с Павловским дворцом и задумывалась Ч. Камероном как парадный подъезд к дворцу. Четыре ряда лип образуют один широкий проезд - для экипажей и два узких - для пешеходов. В 18 веке кроны лип были подстрижены в виде шаров, отчего аллея выглядела подчеркнуто нарядно.

К югу от Тройной липовой аллеи Ч. Камерон в 1782-1783 годах выстроил Вольер - одноэтажный павильон с куполом и колоннами, в котором содержались редкие птицы. По проекту того же архитектора у южного фасада дворца был разбит Собственный садик - нарядный и красочный сад в регулярном стиле, с подстриженным кустарником редких пород и великолепными цветниками. В центре сада стояла статуя Флоры - богини растений и цветов, и потому Собственный садик нередко называли "Храмом Флоры". В 1801 году в Собственном садике был построен Павильон Трех граций, посреди которого установлена скульптурная группа "Три грации" - копия знаменитого произведения А. Кановы.

Регулярные черты носят Большие Круги, созданные по проекту В. Бренны в 1799 году. Две круглые каменные террасы, окруженные зелеными партерами и цветниками, расположены рядом с северным флигелем Павловского дворца. В центре террас установлены мраморные статуи "Мир" и "Правосудие" работы венецианского скульптора П. Баратты. Эти статуи были доставлены в Санкт-Петербург еще по заказу Петра I.

Придворцовый район парка соединен с долиной реки Славянки Большой каменной лестницей из 64 ступеней, построенной по проекту В. Бренны в 1799 году.

Храм Дружбы, возведенный по проекту Ч. Камерона еще в 1782 году, - наиболее примечательное архитектурное сооружение в долине реки. Круглый павильон с 16 колоннами и невысоким куполом стоит на маленьком полуострове. Храм Дружбы должен был символизировать признательность владельцев Павловска - Павла I и его супруги - Екатерине II. Внутри Храма расположена статуя богини мудрости Минервы, имеющая сходство с императрицей, а надпись над входом гласит: "Любовь, почтение и благодарность посвятили".

На высоком берегу Славянки, напротив дворца установлена Колоннада Аполлона, сложенная из пудостского известняка, с чугунной статуей Аполлона посредине. Колоннада была замкнутой, но со временем ее часть обрушилась, придав сооружению облик подлинной античной руины.

Рядом с рекой расположена Холодная баня, или Холодная ванна, спроектированная Камероном. У входа в Холодную баню через Славянку перекинут однопролетный арочный мост, на котором в 1805 году по замыслу А. Воронихина были установлены статуи кентавров. Эти статуи дали мосту название - мост Кентавров.

За долиной Славянки начинается лесной район парка, который носит название Большая Звезда. Здесь прямые широкие дороги, проложенные по проекту Ч. Камерона, образуют форму звезды. Этот район предназначался для увеселительных прогулок, а в его центре было построено каменное здание, в котором устраивались концерты, - Круглый зал.

К северо-востоку от Павловского дворца, на высоком берегу Славянки расположена Старая Сильвия - лесной участок, спланированный В. Бренной. Второе название этой части парка - Двенадцать дорожек.

В центре Старой Сильвии устроена круглая каменная площадка, от которой расходятся лучами двенадцать аллей. Посреди площадки стоит статуя Аполлона, а окружают площадку бронзовые статуи античных богов, богинь и муз. Каждая аллея Старой Сильвии приводит либо к статуе (Актеон, Боргезский боец, Ниобиды), либо к архитектурному сооружению (Памятник родителям, Амфитеатр, Руинный каскад).

На участке Новая Сильвия также было установлено несколько архитектурных сооружений. На насыпном холме между деревьев стоит мраморная колонна "Конец света". Когда-то она возвышалась в конце Тройной липовой аллеи и отмечала границу регулярной части парка, но при расширении парка была перенесена к новым границам.

Недалеко от колонны располагается мавзолей "Супругу благодетелю". Выстроенный в классическом стиле, этот павильон напоминает античный храм с четырехугольным портиком. Мавзолей создан в 1808-1810 годах по проекту архитектора Тома де Томона. Это был личный заказ вдовы Павла I Марии Федоровны, желавшей увековечить память о своем муже. Внутри павильона установлена темно-красная гранитная стела, а перед ней на высоком пьедестале - скульптура женщины, которая склонилась над погребальной урной.

Самый большой район парка, созданный декоратором П. Гонзаго, носит название Белая Береза. В центре его была посажена могучая белоствольная береза, которую окружали еще 18 берез. От круга берез лучами расходятся аллеи, которые охвачены более широким кольцом Английской аллеи. Над этим участком художник работал около 25 лет, создавая методом вырубок искусно чередующиеся пейзажи. Именно здесь, недалеко от границы с Новой Сильвией, есть участок с просторным лугом, с трех сторон окруженным рощицами и напоминающим живописную театральную декорацию. Этот участок называется "Самое красивое место". Есть легенда, что это название дала ему вдовствующая императрица Мария Федоровна.

Парадное поле создано П. Гонзаго на месте бывшего плаца, где во времена Павла I муштровали солдат. На границе между Парадным полем и Белой Березой находится одно из самых поэтических сооружений Павловского парка - Розовый павильон.

Розовый павильон представляет собой деревянное здание с четырьмя фасадами и небольшим куполом, построенное в 1807-1812 годах по проекту архитектора А. Воронихина. Розовый павильон был со всех сторон окружен розами, и основной темой его внутренней отделки тоже были розы. В 1814 году к павильону пристроили танцевальный зал по проекту К. Росси и П. Гонзаго. Зал был построен всего за 17 дней - для бала в честь возвращения Александра I из Парижа после победы над Наполеоном. В наши дни в Розовом павильоне проводятся литературные чтения и музыкальные вечера.

Еще два участка парка были созданы по проектам П. Гонзаго - Красная долина и Долина прудов. На этих участках практически нет архитектурных сооружений, а красота пейзажа достигается за счет использования особенностей ландшафта, умело сгруппированных посадок и выборочных вырубок.

При всем том, что каждая из частей Павловского парка имеет неповторимый облик и стиль, они органично сливаются в единое целое, представляя собой великолепный пример слияния природной красоты и художественного гения человека.

Историческая справка

1782 г. - построен Храм Дружбы.
1782-1783 гг. - построен Вольер.
1799 г. - созданы Большие Круги и Большая Каменная лестница.
1808-1810 гг. - построен Мавзолей "Супругу благодетелю".
1807-1812 гг. - построен Розовый павильон.

Назад




Пригороды
Санкт-Петербурга

 

Реклама