» » » » Большой дворец
БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ
|
Большой дворец - самое крупное и значительное архитектурное сооружение дворцово-паркового
ансамбля Петродворца.
Дворец был построен на границе и , на
естественном уступе высотой в 16 метров. Хорошо видный с моря, он
возвышается над всеми фонтанами, каскадами и статуями центральной
части петергофского комплекса. Длина дворца по фасаду составляет почти
300 метров. Средняя, трехэтажная часть здания выделяется фигурной
кровлей. На самой высокой точке кровли (17 метров) установлена золоченая
ваза с цветочными гирляндами и фигурами крылатых гениев. К средней
части с двух сторон примыкают боковые части, тоже трехэтажные, но
с шатровой, более низкой кровлей. Два самых больших трехэтажных флигеля,
связанные со средней частью дворца, обращены в сторону . Одноэтажные застекленные галереи замыкаются двумя двухэтажными
корпусами - Гербовым и Церковным.
По одному только внешнему виду фасада
можно различить два основных этапа в истории постройки дворца. Средняя
часть с балконом сохранилась с петровских времен, а флигеля и боковые
корпуса, фигурная кровля, изощренно украшенные купола, наличники с
картушами на окнах второго этажа - все это было добавлено позднее,
в середине 18 века.
Первоначальный проект Большого дворца,
выполненный по рисункам самого Петра I, относится к 1714 году. В том
же году началось строительство дворца, которое продолжалось до 1725
года. Работами поочередно руководили известные архитекторы того времени
- И. Браунштейн, Ж. Леблон, Н. Микетти. У подножья дворца, согласно
замыслу Петра, был возведен - своеобразное фонтанное украшение парадного входа.
С 1747 года дворец начали перестраивать
по проекту В. Растрелли. Сохранив внешний облик здания, архитектор
увеличил его центральную часть, пристроил два боковых флигеля и соединил
их остекленными галереями с боковыми корпусами - Гербовым и Церковным.
Внутри дворца была устроена анфилада парадных залов, украшенных в
духе барокко золоченой резьбой, живописными плафонами, зеркалами и
наборным паркетом.
В 70-х годах 18 века архитектор Ю. Фельтен,
работавший в , заново оформил
интерьеры трех залов дворца - Чесменского, Тронного и Белой столовой.
Пышность барокко сменилась строгими лепными композициями.
Среди парадных залов, гостиных и салонов
Большого дворца особое место занимает кабинет Петра I, отделанный
светлым дубом. На стенах и створах дверей кабинета - резные дубовые
панно, исполненные по проекту Н. Пино французскими и русскими резчиками.
Сюжеты панно - единая аллегорическая композиция, которая прославляет
деяния Петра, военные победы России, расцвет наук и искусства.
Центром Большого дворца можно назвать
парадный Портретный, или Картинный, зал, который был создан в 1716-1724
годах Ж. Леблоном и Н. Микетти. Зал занимает всю среднюю часть дворца,
а из его окон можно любоваться как Морским каналом, так и . В середине 18 века Портретный зал был украшен богатой золоченой
резьбой по рисункам Б. Растрелли. В 1768 году Ж. Вален-Деламотт практически
полностью закрыл стены зала картинами художника-портретиста П. Ротари,
разделив 368 картин золочеными планками.
Самое торжественное помещение в Большом
дворце - двусветный Тронный зал. Просторность и строгую величественность
зала подчеркивают высокие полукруглые окна, перемежающиеся с зеркалами.
Стены зала украшают монументальные полотна, посвященные истории России
- от крещения Руси до Чесменского сражения, а также портреты Петра
I и его преемников.
С Тронным залом непосредственно связан
Чесменский, который, по замыслу Ю. Фельтена, представлял собой памятник
морской славы России. Стены зала оформлены двенадцатью живописными
полотнами кисти Ф. Гаккерта. Все картины посвящены одной теме - походу
русской эскадры в Средиземное и Эгейское моря в 1770-1775 годах.
В неповторимых интерьерах Большого дворца
отразились все основные стили 18 века - барокко, рококо, классицизм.
В годы Великой Отечественной войны Большой
дворец был взорван немцами. Восстановление дворца по проекту и под
руководством реставраторов В. Савкова и Е. Казанской началось в 1951
году. В 1964 году была восстановлена Куропаточная гостиная - замечательный
образец русского жилого дворцового интерьера 18 века; в 1969 году
- Тронный и Чесменский зал; в 1978 году - воссоздана отделка Аудиенц-зала
работы Б. Растрелли. Реставрационные работы ведутся и в наши дни.
Историческая справка
1714-1725 гг. - строительство Большого дворца.
1716-1724 гг. - создание Портретного зала.
1747 г. - начинается перестройка дворца по проекту В. Растрелли.
1770-е гг. - Ю. Фельтеном заново оформлены интерьеры Тронного
и Чесменского залов и Белой столовой.
1951 г. - начато восстановление Большого дворца, сожженного
в годы войны оккупантами.
1964 г. - восстановлена Куропаточная гостиная.
1969 г. - восстановлены Тронный и Чесменский залы.
1978 г. - восстановлена отделка Аудиенц-зала.

|