Реклама
Статистика

главная » энциклопедия петербурга » Пригороды Санкт-Петербурга » Петергоф » Большой дворец

БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ



Большой дворец - самое крупное и значительное архитектурное сооружение дворцово-паркового ансамбля Петродворца.

Дворец был построен на границе Верхнего сада и Нижнего парка, на естественном уступе высотой в 16 метров. Хорошо видный с моря, он возвышается над всеми фонтанами, каскадами и статуями центральной части петергофского комплекса. Длина дворца по фасаду составляет почти 300 метров. Средняя, трехэтажная часть здания выделяется фигурной кровлей. На самой высокой точке кровли (17 метров) установлена золоченая ваза с цветочными гирляндами и фигурами крылатых гениев. К средней части с двух сторон примыкают боковые части, тоже трехэтажные, но с шатровой, более низкой кровлей. Два самых больших трехэтажных флигеля, связанные со средней частью дворца, обращены в сторону Верхнего сада. Одноэтажные застекленные галереи замыкаются двумя двухэтажными корпусами - Гербовым и Церковным.

По одному только внешнему виду фасада можно различить два основных этапа в истории постройки дворца. Средняя часть с балконом сохранилась с петровских времен, а флигеля и боковые корпуса, фигурная кровля, изощренно украшенные купола, наличники с картушами на окнах второго этажа - все это было добавлено позднее, в середине 18 века.

Первоначальный проект Большого дворца, выполненный по рисункам самого Петра I, относится к 1714 году. В том же году началось строительство дворца, которое продолжалось до 1725 года. Работами поочередно руководили известные архитекторы того времени - И. Браунштейн, Ж. Леблон, Н. Микетти. У подножья дворца, согласно замыслу Петра, был возведен Большой каскад - своеобразное фонтанное украшение парадного входа.

С 1747 года дворец начали перестраивать по проекту В. Растрелли. Сохранив внешний облик здания, архитектор увеличил его центральную часть, пристроил два боковых флигеля и соединил их остекленными галереями с боковыми корпусами - Гербовым и Церковным. Внутри дворца была устроена анфилада парадных залов, украшенных в духе барокко золоченой резьбой, живописными плафонами, зеркалами и наборным паркетом.

В 70-х годах 18 века архитектор Ю. Фельтен, работавший в Петергофе, заново оформил интерьеры трех залов дворца - Чесменского, Тронного и Белой столовой. Пышность барокко сменилась строгими лепными композициями.

Среди парадных залов, гостиных и салонов Большого дворца особое место занимает кабинет Петра I, отделанный светлым дубом. На стенах и створах дверей кабинета - резные дубовые панно, исполненные по проекту Н. Пино французскими и русскими резчиками. Сюжеты панно - единая аллегорическая композиция, которая прославляет деяния Петра, военные победы России, расцвет наук и искусства.

Центром Большого дворца можно назвать парадный Портретный, или Картинный, зал, который был создан в 1716-1724 годах Ж. Леблоном и Н. Микетти. Зал занимает всю среднюю часть дворца, а из его окон можно любоваться как Морским каналом, так и Верхним садом. В середине 18 века Портретный зал был украшен богатой золоченой резьбой по рисункам Б. Растрелли. В 1768 году Ж. Вален-Деламотт практически полностью закрыл стены зала картинами художника-портретиста П. Ротари, разделив 368 картин золочеными планками.

Самое торжественное помещение в Большом дворце - двусветный Тронный зал. Просторность и строгую величественность зала подчеркивают высокие полукруглые окна, перемежающиеся с зеркалами. Стены зала украшают монументальные полотна, посвященные истории России - от крещения Руси до Чесменского сражения, а также портреты Петра I и его преемников.

С Тронным залом непосредственно связан Чесменский, который, по замыслу Ю. Фельтена, представлял собой памятник морской славы России. Стены зала оформлены двенадцатью живописными полотнами кисти Ф. Гаккерта. Все картины посвящены одной теме - походу русской эскадры в Средиземное и Эгейское моря в 1770-1775 годах.

В неповторимых интерьерах Большого дворца отразились все основные стили 18 века - барокко, рококо, классицизм.

В годы Великой Отечественной войны Большой дворец был взорван немцами. Восстановление дворца по проекту и под руководством реставраторов В. Савкова и Е. Казанской началось в 1951 году. В 1964 году была восстановлена Куропаточная гостиная - замечательный образец русского жилого дворцового интерьера 18 века; в 1969 году - Тронный и Чесменский зал; в 1978 году - воссоздана отделка Аудиенц-зала работы Б. Растрелли. Реставрационные работы ведутся и в наши дни.


Историческая справка

1714-1725 гг. - строительство Большого дворца.
1716-1724 гг. - создание Портретного зала.
1747 г. - начинается перестройка дворца по проекту В. Растрелли.
1770-е гг. - Ю. Фельтеном заново оформлены интерьеры Тронного и Чесменского залов и Белой столовой.
1951 г. - начато восстановление Большого дворца, сожженного в годы войны оккупантами.
1964 г. - восстановлена Куропаточная гостиная.
1969 г. - восстановлены Тронный и Чесменский залы.
1978 г. - восстановлена отделка Аудиенц-зала.

Назад




Пригороды
Санкт-Петербурга

 

Реклама