Реклама
Статистика

главная » энциклопедия петербурга » Пригороды Санкт-Петербурга » Пушкин » Александровский парк и дворец

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК И ДВОРЕЦ



Александровский парк, занимающий территорию около 200 гектаров, подобно Екатерининскому парку, четко разделяется на регулярную и пейзажную части.

Регулярная часть Александровского парка была распланирована в 1740-1750 годах. Во второй половине 18 века ее называли Новым садом - в отличие от Старого сада в Екатерининском парке.

Новый сад представляет собой обширный квадрат, очерченный Крестовым каналом. Центральная Тройная аллея, которая ведет с юга на север в сторону Александровского дворца, пересекается широкой просекой, и таким образом квадрат Нового сада делится на четыре меньших квадрата - боскета. Хотя в этой части парка сохранились элементы регулярной планировки, преобладает здесь романтический пейзаж с присущими ему декоративными произведениями архитектуры.

В северной части Нового сада расположен Александровский дворец, построенный по проекту архитектора Дж. Кваренги. Выстроенное в стиле классицизма здание украшено великолепной колоннадой - двумя рядами белых коринфских колонн. Главные входы во дворец размещены по сторонам колоннады. В отличие от Екатерининского дворца фасад Александровского дворца отличается простотой, даже строгостью - только торцы боковых корпусов украшены портиками и полукруглыми нишами, которые охватывают окна первого и второго этажа.

Александровский дворец предназначался для любимого внука Екатерины II, будущего императора Александра I. Строительство дворца велось в 1792-1796 годах под руководством архитектора И. Неелова. В 1838 году у входа во дворец были поставлены две бронзовые статуи - "Юноша, играющий в бабки" работы скульптора Н. Пименова и "Юноша, играющий в свайку" А. Логановского. Эти статуи выставлялись в Академии художеств в 1836 году и приобрели большую популярность. А. Пушкин даже посвятил им четверостишия, которые позднее были запечатлены на постаментах скульптур.

Внутренняя отделка Александровского дворца, также выполненная по проекту Дж. Кваренги, сохранилась только в анфиладе парадных залов - Полукруглого, Портретного, Биллиардного и Зала с горкой. Их интерьерам, выполненным в бело-желто-серой гамме, присуща та же сдержанность и строгость, что и фасаду здания. Жилые помещения, располагавшиеся в боковых корпусах, неоднократно переделывались.

В Александровском дворце после 1905 года почти постоянно жил Николай II с семьей, и именно отсюда Романовы летом 1917 года были вывезены в Тобольск. В 1997 году в левом крыле дворца была открыта музейная экспозиция, которая рассказывает о жизни последнего российского царя и его семьи.

Величественный и строгий фасад Александровского дворца отражается в воде Нижнего пруда, связанного мостом-плотиной "Большой Каскад" с Детским прудом. Название последнего связано с Детским домиком для детей Николая I, который в 1830 году был выстроен архитектором В. Горностаевым.

В южных боскетах Нового сада и в примыкающей к ним пейзажной части было установлено немало произведений архитектуры, навеянных образами и стилистикой китайского искусства. К таким произведениям относится, например, Скрипучая беседка, построенная Ю. Фельтеном в 1778-1786 годах по образу китайских парковых павильонов. Ее крыша с загнутыми краями украшена изображениями драконов. Флюгера, укрепленные на крыше, скрипят при каждом повороте - отсюда название беседки. В том же стиле выполнены Китайская деревня (группа домиков, напоминающих фанзы), Китайский театр, а также четыре моста на Крестовом канале, построенные по проекту Ч. Камерона.

Рядом с Китайской деревней проходит Подкапризовая дорога, которая служит западной границей между Екатерининским и Александровским парками. Дорога была названа так потому, что проходит через искусственные насыпи с арочными проемами - Большой и Малый Каприз. Идея Капризов принадлежит В. Неелову, который вместе с инженером И. Герардом возвел их в 1770-1774 годах. Арки укреплены камнем, а на вершине Большого Каприза поставлена "китайская" беседка - восемь колонн розового мрамора, поддерживающие изящно загнутую кровлю.

Пейзажная часть Александровского парка была создана на основе Зверинца - громадного лесопарка, который раньше служил местом царской охоты. Этот участок естественного леса по проекту Б.-Ф. Растрелли окружили каменной стеной с бастионами, а в его центре архитектором С. Чевакинским был выстроен охотничий павильон "Монбижу". Когда в начале 19 века вошли в моду романтические пейзажные парки с искусственными развалинами и постройками, стилизованными под готику, было решено создать на месте бывшего Зверинца именно такой парк.

Работы по созданию пейзажного парка в Царском Селе начались в 1817 году под руководством архитектора А. Менеласа. С 1818 по 1823 годы были снесены каменные стены, а естественный лес расчищен и превращен в парк. Вместо павильона "Монбижу" Менелас в 1830-1835 годах выстроил Арсенал, от которого расходились лучами прямолинейные просеки. В короткий срок были построены другие псевдоготические здания - Белая башня (разрушена в годы Великой Отечественной войны), Шапель, Павильон Лам, Пенсионерская конюшня с кладбищем царских лошадей.

Главной особенностью пейзажной части Александровского парка является ее планировка: Архитектурные сооружения здесь поставлены либо на границах парка, либо в его глубине.


Историческая справка

1740-1750 гг. - распланирован Новый сад - регулярная часть Александровского парка.
1770-1774 гг. - построены Большой и Малый Капризы.
1778-1786 гг. - построена Скрипучая беседка.
1792-1796 гг. - строительство Александровского дворца.
1817 г. - начато создание пейзажной части Александровского парка.
1830-1835 гг. - на месте павильона "Монбижу" построен Арсенал.

Легенды и мифы

Существуют разные версии насчет того, почему Большой и Малый Капризы носят такие причудливые названия. Одно предание гласит, что Екатерина II, ознакомившись со сметами на дорогостоящие строительные работы, оторопела и долго колебалась, но потом все же подписала сметы, сказав: "Быть по сему, это - мой каприз".

Другое объяснение связано с тем, что у Большого Каприза в те времена находился въезд к Екатерининскому дворцу. Здесь стояла гауптвахта со шлагбаумом, и именно возле гауптвахты императрица якобы приказывала кучеру, в каком направлении ехать дальше, и называла, смеясь, этот пункт своим "капризом".

Назад




Пригороды
Санкт-Петербурга

 

Реклама