» » » » Александровский парк и дворец
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК И ДВОРЕЦ
|
Александровский парк, занимающий территорию около 200 гектаров, подобно , четко разделяется на регулярную и пейзажную части.
Регулярная часть Александровского парка
была распланирована в 1740-1750 годах. Во второй половине 18 века
ее называли Новым садом - в отличие от Старого сада в .
Новый сад представляет собой обширный
квадрат, очерченный Крестовым каналом. Центральная Тройная аллея,
которая ведет с юга на север в сторону Александровского дворца, пересекается
широкой просекой, и таким образом квадрат Нового сада делится на четыре
меньших квадрата - боскета. Хотя в этой части парка сохранились элементы
регулярной планировки, преобладает здесь романтический пейзаж с присущими
ему декоративными произведениями архитектуры.
В северной части Нового сада расположен
Александровский дворец, построенный по проекту архитектора Дж. Кваренги.
Выстроенное в стиле классицизма здание украшено великолепной колоннадой
- двумя рядами белых коринфских колонн. Главные входы во дворец размещены
по сторонам колоннады. В отличие от фасад Александровского дворца отличается простотой, даже
строгостью - только торцы боковых корпусов украшены портиками и полукруглыми
нишами, которые охватывают окна первого и второго этажа.
Александровский дворец предназначался
для любимого внука Екатерины II, будущего императора Александра I.
Строительство дворца велось в 1792-1796 годах под руководством архитектора
И. Неелова. В 1838 году у входа во дворец были поставлены две бронзовые
статуи - "Юноша, играющий в бабки" работы скульптора Н.
Пименова и "Юноша, играющий в свайку" А. Логановского. Эти
статуи выставлялись в Академии художеств в 1836 году и приобрели большую
популярность. А. Пушкин даже посвятил им четверостишия, которые позднее
были запечатлены на постаментах скульптур.
Внутренняя отделка Александровского
дворца, также выполненная по проекту Дж. Кваренги, сохранилась только
в анфиладе парадных залов - Полукруглого, Портретного, Биллиардного
и Зала с горкой. Их интерьерам, выполненным в бело-желто-серой гамме,
присуща та же сдержанность и строгость, что и фасаду здания. Жилые
помещения, располагавшиеся в боковых корпусах, неоднократно переделывались.
В Александровском дворце после 1905
года почти постоянно жил Николай II с семьей, и именно отсюда Романовы
летом 1917 года были вывезены в Тобольск. В 1997 году в левом крыле
дворца была открыта музейная экспозиция, которая рассказывает о жизни
последнего российского царя и его семьи.
Величественный и строгий фасад Александровского
дворца отражается в воде Нижнего пруда, связанного мостом-плотиной
"Большой Каскад" с Детским прудом. Название последнего связано
с Детским домиком для детей Николая I, который в 1830 году был выстроен
архитектором В. Горностаевым.
В южных боскетах Нового сада и в примыкающей
к ним пейзажной части было установлено немало произведений архитектуры,
навеянных образами и стилистикой китайского искусства. К таким произведениям
относится, например, Скрипучая беседка, построенная Ю. Фельтеном в
1778-1786 годах по образу китайских парковых павильонов. Ее крыша
с загнутыми краями украшена изображениями драконов. Флюгера, укрепленные
на крыше, скрипят при каждом повороте - отсюда название беседки. В
том же стиле выполнены Китайская деревня (группа домиков, напоминающих
фанзы), Китайский театр, а также четыре моста на Крестовом канале,
построенные по проекту Ч. Камерона.
Рядом с Китайской деревней проходит
Подкапризовая дорога, которая служит западной границей между
и Александровским парками. Дорога была названа так потому, что проходит
через искусственные насыпи с арочными проемами - Большой и Малый Каприз.
Идея Капризов принадлежит В. Неелову, который вместе с инженером И.
Герардом возвел их в 1770-1774 годах. Арки укреплены камнем, а на
вершине Большого Каприза поставлена "китайская" беседка
- восемь колонн розового мрамора, поддерживающие изящно загнутую кровлю.
Пейзажная часть Александровского парка
была создана на основе Зверинца - громадного лесопарка, который раньше
служил местом царской охоты. Этот участок естественного леса по проекту
Б.-Ф. Растрелли окружили каменной стеной с бастионами, а в его центре
архитектором С. Чевакинским был выстроен охотничий павильон "Монбижу".
Когда в начале 19 века вошли в моду романтические пейзажные парки
с искусственными развалинами и постройками, стилизованными под готику,
было решено создать на месте бывшего Зверинца именно такой парк.
Работы по созданию пейзажного парка
в Царском Селе начались в 1817 году под руководством архитектора А.
Менеласа. С 1818 по 1823 годы были снесены каменные стены, а естественный
лес расчищен и превращен в парк. Вместо павильона "Монбижу"
Менелас в 1830-1835 годах выстроил Арсенал, от которого расходились
лучами прямолинейные просеки. В короткий срок были построены другие
псевдоготические здания - Белая башня (разрушена в годы Великой Отечественной
войны), Шапель, Павильон Лам, Пенсионерская конюшня с кладбищем царских
лошадей.
Главной особенностью пейзажной части
Александровского парка является ее планировка: Архитектурные сооружения
здесь поставлены либо на границах парка, либо в его глубине.
Историческая справка
1740-1750 гг. - распланирован Новый сад - регулярная часть
Александровского парка.
1770-1774 гг. - построены Большой и Малый Капризы.
1778-1786 гг. - построена Скрипучая беседка.
1792-1796 гг. - строительство Александровского дворца.
1817 г. - начато создание пейзажной части Александровского
парка.
1830-1835 гг. - на месте павильона "Монбижу" построен
Арсенал.
Легенды и мифы
Существуют разные версии насчет того,
почему Большой и Малый Капризы носят такие причудливые названия. Одно
предание гласит, что Екатерина II, ознакомившись со сметами на дорогостоящие
строительные работы, оторопела и долго колебалась, но потом все же
подписала сметы, сказав: "Быть по сему, это - мой каприз".
Другое объяснение связано с тем, что
у Большого Каприза в те времена находился въезд к . Здесь стояла гауптвахта со шлагбаумом, и именно возле
гауптвахты императрица якобы приказывала кучеру, в каком направлении
ехать дальше, и называла, смеясь, этот пункт своим "капризом".
|