Реклама
Статистика

главная » энциклопедия петербурга » Пригороды Санкт-Петербурга » Пушкин » Архитектурный комплекс Ч. Камерона

АРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС



"Теперь я завладела мастером Камероном, шотландцем по рождению…
великим рисовальщиком, который напитан изучением древних и известен
своей книгой "О древних банях". Мы с ним мастерим здесь в Царском Селе
сад с террасами, с банями внизу и галереей наверху. Это будет прелесть".


Из письма Екатерины II М. Гримму


К южному, Зубовскому корпусу Екатерининского дворца примыкает ансамбль построек, объединенный общим художественным решением. Этот архитектурный комплекс, созданный в 1780-1794 годах архитектором Ч. Камероном, является своеобразной данью моде на античность, распространившейся в 70-е годы 18 века. В комплекс входят: Камеронова галерея, Холодные бани с Агатовыми комнатами, Висячий сад и Пандус.

Камеронова галерея расположена на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка. Высота галереи соответствует высоте дворца, но поскольку галерея выстроена на пологом холме, ее нижний этаж, за счет увеличения высоты цоколя, по мере удаления от дворца кажется выше.

Верхний этаж галереи представляет собой длинный узкий зал, окруженный крытой галереей с колоннадой из 44 белых ионических колонн. Вдоль колонн установлены бронзовые копии бюстов римских императоров, ученых, философов и поэтов.

При создании галереи Камерон использовал прием контраста между нижним и верхним этажами. Если верхняя часть галереи отличается легкостью и изяществом, то нижний этаж, облицованный темным, грубо обработанным пудостским камнем, выглядит массивным и приземленным. В стенах нижнего этажа прорезаны большие арочные окна. В 18 веке на этом этаже располагались комнаты фрейлин.

Строительство галереи началось в 1784 году под руководством архитектора И. Неелова. В марте 1787 года строительство галереи было завершено. Верхний этаж сохранился до наших дней в первозданном виде. Комнаты нижнего этажа в 20 веке были переоборудованы для проведения временных выставок.

С северо-запада к Камероновой галерее примыкают Холодные бани, которые правильнее было бы назвать термами. В архитектурном облике Холодных бань прослеживается тот же прием контраста: массивный нижний этаж облицован грубо обработанным пудостским камнем, а верхний - легкий и светлый - окрашен в нежно-желтый цвет. В терракотовых нишах установлены мраморные скульптуры, над нишами по верху стен - лепные медальоны с сюжетами на мифологические темы. Главный фасад верхнего этажа Холодных бань, обращенный к Камероновой галерее и Висячему саду, оформлен колоннами ионического ордера.

В нижнем этаже Холодных бань располагались помещения для купания, в верхнем - так называемые "Агатовые комнаты". Комнаты были отделаны мрамором и цветной уральской и алтайской яшмой, которую в 18 веке называли "агатом". Несмотря на то, что в годы Великой Отечественной войны мраморная и яшмовая отделка Агатовых комнат сильно пострадали, а расхищены бронзовые скульптуры, барельефы и яшмовые вазы расхищены, в основном интерьеры Агатовых комнат сохранились до наших дней.

Висячий сад первоначально располагался только перед фасадом Холодных бань. Террасу на уровне верхнего этажа, которая с самого начала была предназначена для Висячего сада, выстлали листовым свинцом, а на него насыпали толстый слой земли. Здесь росли яблони, сирень, жасмин и розы, а вокруг кустов были высажены садовые цветы. Южный угол сада примыкал к северному углу Камероновой галереи, западный - к торцу Зубовского корпуса дворца. В этом месте сад представлял собой узкую дорожку с цветным бордюром, которая служила для сообщений между Екатерининским дворцом, Камероновой галереей и Холодными банями. В 18 веке боковые стены Висячего сада были окружены каменной балюстрадой, но еще в начале 19 века она сильно обветшала и была заменена деревянной, выкрашенной в белый цвет. В 1792 году, при строительстве Пандуса, Висячий сад был значительно расширен.

Античный архитектурный комплекс Камерона завершается Пандусом - пологим спуском в Екатерининский парк непосредственно из Висячего сада. Строительство Пандуса велось с осени 1792 года по апрель 1794 года под руководством архитектора И. Неелова.

Пандус представляет собой конструкцию в виде трех массивных пилонов и семи постепенно уменьшающихся арочных сводов. В замковых камнях арок высечены маски античных богов и мифологических персонажей. Первоначально по обеим сторонам спуска стояли бронзовые статуи муз и богов, из-за которых Пандус называли "лестницей богов". Но в 1798 году статуи по приказу Павла I перевезли в Павловск, а вместо них в 1826 году были поставлены чугунные треножники с чашами для цветов, отлитые по рисунку архитектора В. Стасова. В самом конце Пандуса были помещены две громадные бронзовые вазы, отлитые по античным образцам. Во время Великой Отечественной войны эти вазы бесследно исчезли.



Историческая справка

1780-1794 гг. - строительство архитектурного комплекса Ч. Камерона.
1780 г. - начато строительство Холодных бань.
1783 г. - начата отделка Агатовых комнат.
1784-1787 гг. - строительство Камероновой галереи.
1792 г. - расширен Висячий сад.
1792-1794 гг.
- строительство Пандуса.

Назад




Пригороды
Санкт-Петербурга

 

Реклама