Реклама
Статистика

главная » энциклопедия петербурга » Пригороды Санкт-Петербурга » Пушкин » Екатерининский дворец

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ



Французский дипломат, современник императрицы Елизаветы, назвал Екатерининский дворец драгоценностью, которой не хватает только футляра. И в самом деле, это величественное здание, выполненное в стиле русского барокко, поражает своей блистательной пышностью. В дворцово-парковом ансамбле Пушкина оно выделяется своей масштабностью, нарядным сочетанием цветов - белого, небесно-голубого и золотого - и прихотливостью архитектурных решений.

Первый каменный дворец в Царском Селе строился по проекту архитектора И. Браунштейна в период с 1717 по 1724 год. "Каменными палаты" Екатерины I представляли тогда собой небольшое двухэтажное здание, типичное для дворцовых построек в России начала 18 века.

С восшествием на престол Елизаветы I было принято решение перестроить Екатерининский дворец. В конце 1742-начале 1743 годов проектом перестройки дворца занимался архитектор М. Земцов, а после его смерти - А. Квасов, Дж. Трезини, С. Чевакинский. К 1751 году трудами этих архитекторов скромные "каменные палаты о 16 светлицах" превратились в обширный дворец с церковью и полукруглыми служебными корпусами (циркумференциями), которые обрамляли Парадный двор.

Окончательно свой блестящий облик, с некоторыми изменениями сохранившийся до наших дней, Екатерининский дворец обрел благодаря обер-архитектору двора Б.-Ф. Растрелли.

Указ о перестройке старого здания был подписан Елизаветой 10 мая 1752 года, а уже 30 июля 1756 года Растрелли представлял свое творение императрице и иностранным послам.

Перестраивая дворец, Растрелли сохранил его основные элементы. В протяженном (свыше 325 метров) фасаде здания можно выделить "средний дом", то есть центр дворца, подчеркнутый тремя выступами - ризалитами. "Средний дом" декорируют атланты и кариатиды, декоративные маски (маскароны) на фронтонах и над окнами, картуши и другие лепные украшения. В 1756 году скульптуры, маскароны и картуши были вызолочены, что придавало дворцу особый блеск.

От центральной части дворца отходили симметричные флигели, соединенные галереями, которые Растрелли органично включил в общий план дворца, создав полноэтажные корпуса. Над северным корпусом возвышались пять позолоченных куполов Дворцовой церкви, а над южным, где находилось парадное крыльцо, высился большой позолоченный купол с многоконечной звездой на шпиле. По проекту Растрелли был окончательно оформлен и Парадный двор, въезд в который украшают позолоченные ворота, изготовленные по рисунку архитектора на Сестрорецком заводе.

Не меньшей роскошью отличалось внутреннее убранство Екатерининского дворца. Созданную Растрелли Парадную анфиладу из-за обилия золоченой резьбы прозвали "золотой". Анфиладное расположение залов Растрелли использовал и в других дворцах, но только в Екатерининском длина Парадной анфилады была равна протяженности всего здания.

В интерьерах дворца выделяется Картинный зал, стены которого украшены 130 живописными полотнами западноевропейских художников. Эта коллекция была приобретена в 1754 году специально для оформления зала. Сразу за Картинным залом раньше располагалась знаменитая Янтарная комната.

Увлечение классическим стилем в архитектуре оставило свой след и в облике Екатерининского дворца. В 1779 году к южному корпусу дворца архитектором Ю. Фельтеном был пристроен Зубовский корпус, выдержанный в строгой и величавой манере классицизма. Он был продолжен тремя связанными между собой постройками Ч. Камерона - Холодной баней, Агатовым павильоном и Камероновой галереей.

С северного торца архитектор И. Неелов выстроил здание Церковного корпуса, оформив фасад так, чтобы он не составлял резкого контраста с растреллиевским барокко. С Церковным корпусом было связано аркой-переходом здание, в котором впоследствии разместился Царскосельский лицей.

Отразились новшества и на оформлении новых интерьеров дворца. Ч. Камерон, знаток античной архитектуры, переоформил в стиле классицизма личные апартаменты Екатерины II и комнаты, предназначавшиеся цесаревичу Павлу с супругой. Среди этих помещений были Зеленая столовая, Опочивальня, Голубая гостиная, Официантская, Китайская Голубая гостиная и другие комнаты. Убранство этих залов отличается утонченностью и строгостью декоративного оформления и особым вкусом в подборе отделочных материалов.

Дворцовые интерьеры претерпели изменения и в 19 веке. В 1817 году архитектором В. Стасовым для Александра I был создан строгий и холодноватый Парадный кабинет. А в 1863 году в стиле "второго рококо" по проекту И. Монигетти построили Парадную лестницу.

После Октябрьской революции в Екатерининском дворце был открыт музей.

Великая Отечественная война нанесла дворцу чудовищный ущерб. Немцами были похищены паркеты, живописные плафоны, картины и другие предметы. 57 залов дворца были разрушены. Когда в 1944 году советские войска освободили Пушкин, Екатерининский дворец стоял в руинах. Сразу же после войны началось постепенное восстановление дворца, первые отреставрированные залы которого были открыты в 1959 году.


Историческая справка

1717-1724 гг. - строительство первого дворца в Царском Селе - "каменных палат".
1744-1751 гг. - перестройка дворца по проектам А. Квасова, Дж. Трезини, С. Чевакинского.
1752-1756 гг. - завершение перестройки дворца по проекту Б.-Ф. Растрелли.
1779-1785 гг. - к южному торцу пристроен Зубовский корпус Ю. Фельтена.
1782-1783 гг. - к дворцовой церкви пристроен Церковный корпус И. Неелова.
9 июня 1918 г. - Екатерининский дворец становится музеем.
1959 г. - открыты для посетителей первые отреставрированные после войны залы дворца.
1967 г. - восстановлен Картинный зал.
1980 г. - восстановлен Большой (Тронный) зал.
2003 г. - открыта для посетителей возрожденная Янтарная комната.

Назад




Пригороды
Санкт-Петербурга

 

Реклама