Реклама
Статистика

главная » энциклопедия петербурга » Пригороды Санкт-Петербурга » Пушкин » Эрмитаж

ЭРМИТАЖ



Павильоны вроде "Эрмитажа" (от французского "hermitage" - "хижина отшельника", "место уединения") в Царском Селе получили широкое распространение в парках 18 века. Подобные постройки предназначались в первую очередь для времяпрепровождения в узком кругу приближенных.

Царскосельский Эрмитаж без преувеличения можно назвать шедевром русского барокко. В витиеватой композиции павильона ощущаются сложные барочные мотивы: центральный прямоугольный корпус с восьмигранным куполом и четыре кабинета, которые примыкают к углам прямоугольника. Автором этой идеи выступил М. Земцов, по проекту которого в 1744 году и началось строительство Эрмитажа.

В 1749 году Б.-Ф. Растрелли задался целью перестроить павильон "Эрмитаж", сделав его как бы эхом Екатерининского дворца.

Верный своей архитектурной манере, Растрелли обработал углы здания парными колоннами на пьедесталах. Между колоннами, вровень с их основанием, были поставлены статуи, а на уступах балюстрад, ограждавших крыши и центральный купол, разместились скульптурные группы. Кровли кабинетов завершались фигурами амуров, а на центральном куполе была помещена скульптурная группа "Похищение Прозерпины". На больших фронтонах полулежали статуи Славы, которые поддерживали картуш с вензелем императрицы Елизаветы. Все эти статуи и лепные украшения были вызолочены, а стены Эрмитажа - кроме выступающих архитектурных деталей - выкрашены в тот же бирюзовый цвет, что и Екатерининский дворец.

Эрмитаж, который действительно приобрел удивительное сходство с дворцом, открыл свои двери перед первыми гостями в 1754 году.

Внутренняя отделка Эрмитажа вполне соответствовала пышности его фасада. Центральный прямоугольный зал с широкими окнами и зеркалами в простенках был богато украшен позолоченной резьбой. Живописный плафон работы Дж. Валериани изображал "Юнону и Юпитера, приглашающих небожителей к накрытому и уставленному роскошной посудой столу". На панно над зеркалом в центральном зале и плафонах кабинетов были изображены сцены из "Метаморфоз" Овидия.

В отличие от Екатерининского дворца, Эрмитаж не перестраивался ни в конце 18, ни в 19 веке. Скульптурные украшения его фасада оказались, к сожалению, недолговечны - до наших дней не дошло ни единой статуи, зато внутренняя планировка Эрмитажа осталась почти неизменной. Сегодня павильон находится на реставрации.


Историческая справка

1744 г. - начато строительство Эрмитажа.
1749 г. - Б.-Ф. Растрелли приступает к переделке фасадов Эрмитажа.
1754 г. - завершены строительство и отделка Эрмитажа.

Назад




Пригороды
Санкт-Петербурга

 

Реклама