Реклама
Статистика

главная » энциклопедия петербурга » Театры Санкт-Петербурга » Государственная академическая капелла

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА



"…Эта Капелла лучше всех существующих и,
может быть, когда-то существовавших подобных
учреждений в Европе…"

Гектор Берлиоз


Адрес: наб. реки Мойки , 20
Телефон: (812) 314-1034
Станция метро: Невский проспект

История Певческой капеллы Санкт-Петербурга началась задолго до основания города на Неве: в 1479 году по указу Ивана III в Москве был учрежден хор государевых певчих дьяков. 27 мая 1703 года этот хор пел при закладке Петропавловской крепости, и с тех пор остался в Петербурге. Хор, состоящий только из мужчин и мальчиков, славился сильными голосами: певчих отбирали по всей России. Уже при Петре I капелла превратилась в крупнейший профессионально-музыкальный центр: царь принимал участие в судьбе капеллы, а иногда даже пел в хоре, исполняя партию баса. Хоровое пение считалось неотъемлемой частью придворной культуры: с участием хора проходили церковные службы, торжественные церемонии, государственные праздники и знаменитые петровские ассамблеи. Статус придворного певчего был очень почетен, а некоторые из участников хора даже пользовались особой благосклонностью царского дома: например, украинский певчий Олексей Розум стал морганатическим супругом императрицы Елизаветы Петровны, и ему был пожалован титул графа Разумовского.

На том месте, где сегодня стоит здание капеллы, раньше находился великолепный трехэтажный особняк зодчего Ю. Фельтена. В 1808 году здание было приобретено государственной казной для размещения в нем придворных певчих, но вскоре стало очевидно, что особняк Фельтена с трудом удовлетворяет потребностям капеллы: не хватало концертного зала, учебных студий для мальчиков-певчих да и просто жилых комнат для всех воспитанников. После многочисленных достроек и перестроек дома Фельтена, которые не дали желаемого результата, было решено полностью перестроить Капеллу. В 1886-1889 годах проект по сооружению новой Капеллы был осуществлен архитектором Л. Бенуа. В здании, выполненном в формах итальянского Возрождения и русского классицизма, разместился один из лучших в акустическом отношении залов Европы.

История Государственной академической капеллы тесно переплетена с историей развития русской музыкальной культуры: с ней связано возникновение первого русского хора, первой специальной музыкальной школы, первого русского симфонического оркестра. На ее сцене многие музыкальные произведения прославленных композиторов были исполнены впервые, и именно здесь формировались традиции русской профессиональной музыки.

В конце 19 века капелла стала одной из крупнейших в Европе, объединяя в себе хор, симфонический оркестр, учебное заведение и великолепный зал с органом. В программах концертов капеллы звучали шедевры мировой классики и произведения русских композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова и многих других. По инициативе Римского-Корсакова в 1885 году при капелле был создан Придворный оркестр, ставший первым государственным симфоническим оркестром.

В 1927 году в зале капеллы был установлен орган, перенесенный из голландской церкви на Невском проспекте: с этого времени в капелле стали регулярно проводиться органные концерты.

Сегодня Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга сохраняет за собой статус одного из крупнейших музыкальных центров не только в России, но и во всем мире. Ее репертуар включает в себя музыкальные произведения великих русских и зарубежных композиторов: В. Моцарта, П. Чайковского, С. Прокофьева, И. Баха, Г. Доницетти и многих других. Кроме того, многие современные российские композиторы доверяют впервые сыграть свои музыкальные произведения именно оркестру Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.

Известный на всю Россию оркестр под управлением Александра Чернушенко с успехом гастролирует за рубежом, в том числе во Франции, Германии, Англии, Японии и других странах. В Капелле регулярно проводятся международные конкурсы и фестивали, а с симфоническим оркестром капеллы сотрудничают зарубежные дирижеры и солисты-инструменталисты, пользующиеся международным признанием.

Как добраться

Доехать до станции метро "Невский проспект", выйти на Невский проспект и идти в сторону Адмиралтейства, в направлении уменьшения нумерации домов. Дойдя до пересечения Невского проспекта и набережной реки Мойки, нужно повернуть на набережную и идти в сторону уменьшения нумерации домов по четной стороне до дома № 20 - Государственной академической капеллы.

Историческая справка

1479 г. - по указу Ивана III в Москве был учрежден хор государевых певчих дьяков.
1763 г. - Придворный хор был переименован в Придворную Императорскую певческую капеллу.
1808 г. - особняк Ю. Фельтена приобретен для нужд капеллы.
1846 г. - при капелле были открыты регентские классы для подготовки хоровых дирижеров.
1885 г. - при капелле создан Придворный оркестр, ставший первым государственным симфоническим оркестром.
1886-1889 гг. - по проекту архитектора Л. Бенуа возводится новое здание капеллы.
1920 г. - в хор добавлены женские голоса.
1922 г. - Придворная певческая капелла стала называться Государственной академической капеллой.
1927 г. - в капелле был установлен орган, ранее находившийся в голландской церкви на Невском проспекте.
2003 г. - капелла отметила свое 300-летие.

Легенды и мифы

Среди воспитанников капеллы долгое время ходила легенда о том, что здание капеллы соединено с Зимним дворцом секретным подземным ходом и что именно там хранятся рукописи неизвестных произведений великих композиторов Бортнянского, Глинки и многих других. По преданию, эти композиторы завещали опубликовать свои сочинения только спустя несколько столетий после их смерти, потому что боялись, что современники вряд ли смогут понять и оценить их музыку. Сегодня нотные рукописи якобы дожидаются под землей назначенного для их издания часа.



Назад




Театры
Санкт-Петербурга

 

Реклама

 

В Капелле Санкт-Петербурга отметят тройной юбилей