 |
» » » Государственная академическая капелла
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА
|

"…Эта Капелла лучше всех существующих и,
может быть, когда-то существовавших подобных
учреждений в Европе…"
Гектор Берлиоз
Адрес: наб. реки Мойки , 20
Телефон: (812) 314-1034
Станция метро: Невский проспект
История Певческой капеллы Санкт-Петербурга
началась задолго до основания города на Неве: в 1479 году по указу
Ивана III в Москве был учрежден хор государевых певчих дьяков. 27
мая 1703 года этот хор пел при закладке Петропавловской крепости,
и с тех пор остался в Петербурге. Хор, состоящий только из мужчин
и мальчиков, славился сильными голосами: певчих отбирали по всей
России. Уже при Петре I капелла превратилась в крупнейший профессионально-музыкальный
центр: царь принимал участие в судьбе капеллы, а иногда даже пел
в хоре, исполняя партию баса. Хоровое пение считалось неотъемлемой
частью придворной культуры: с участием хора проходили церковные
службы, торжественные церемонии, государственные праздники и знаменитые
петровские ассамблеи. Статус придворного певчего был очень почетен,
а некоторые из участников хора даже пользовались особой благосклонностью
царского дома: например, украинский певчий Олексей Розум стал морганатическим
супругом императрицы Елизаветы Петровны, и ему был пожалован титул
графа Разумовского.
На том месте, где сегодня стоит здание
капеллы, раньше находился великолепный трехэтажный особняк зодчего
Ю. Фельтена. В 1808 году здание было приобретено государственной
казной для размещения в нем придворных певчих, но вскоре стало очевидно,
что особняк Фельтена с трудом удовлетворяет потребностям капеллы:
не хватало концертного зала, учебных студий для мальчиков-певчих
да и просто жилых комнат для всех воспитанников. После многочисленных
достроек и перестроек дома Фельтена, которые не дали желаемого результата,
было решено полностью перестроить Капеллу. В 1886-1889 годах проект
по сооружению новой Капеллы был осуществлен архитектором Л. Бенуа.
В здании, выполненном в формах итальянского Возрождения и русского
классицизма, разместился один из лучших в акустическом отношении
залов Европы.
История Государственной академической
капеллы тесно переплетена с историей развития русской музыкальной
культуры: с ней связано возникновение первого русского хора, первой
специальной музыкальной школы, первого русского симфонического оркестра.
На ее сцене многие музыкальные произведения прославленных композиторов
были исполнены впервые, и именно здесь формировались традиции русской
профессиональной музыки.
В конце 19 века капелла стала одной
из крупнейших в Европе, объединяя в себе хор, симфонический оркестр,
учебное заведение и великолепный зал с органом. В программах концертов
капеллы звучали шедевры мировой классики и произведения русских
композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова
и многих других. По инициативе Римского-Корсакова в 1885 году при
капелле был создан Придворный оркестр, ставший первым государственным
симфоническим оркестром.
В 1927 году в зале капеллы был установлен
орган, перенесенный из голландской церкви на Невском проспекте:
с этого времени в капелле стали регулярно проводиться органные концерты.
Сегодня Государственная академическая
капелла Санкт-Петербурга сохраняет за собой статус одного из крупнейших
музыкальных центров не только в России, но и во всем мире. Ее репертуар
включает в себя музыкальные произведения великих русских и зарубежных
композиторов: В. Моцарта, П. Чайковского, С. Прокофьева, И. Баха,
Г. Доницетти и многих других. Кроме того, многие современные российские
композиторы доверяют впервые сыграть свои музыкальные произведения
именно оркестру Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.
Известный на всю Россию оркестр под
управлением Александра Чернушенко с успехом гастролирует за рубежом,
в том числе во Франции, Германии, Англии, Японии и других странах.
В Капелле регулярно проводятся международные конкурсы и фестивали,
а с симфоническим оркестром капеллы сотрудничают зарубежные дирижеры
и солисты-инструменталисты, пользующиеся международным признанием.
Как добраться
Доехать до станции
метро "Невский проспект", выйти на Невский проспект и идти в сторону
Адмиралтейства, в направлении уменьшения нумерации домов. Дойдя
до пересечения Невского проспекта и набережной реки Мойки, нужно
повернуть на набережную и идти в сторону уменьшения нумерации
домов по четной стороне до дома № 20 - Государственной академической
капеллы.
Историческая справка
1479 г. - по указу Ивана III в Москве был учрежден хор
государевых певчих дьяков.
1763 г. - Придворный хор был переименован в Придворную
Императорскую певческую капеллу.
1808 г. - особняк Ю. Фельтена приобретен для нужд капеллы.
1846 г. - при капелле были открыты регентские классы для
подготовки хоровых дирижеров.
1885 г. - при капелле создан Придворный оркестр, ставший
первым государственным симфоническим оркестром.
1886-1889 гг. - по проекту архитектора Л. Бенуа возводится
новое здание капеллы.
1920 г. - в хор добавлены женские голоса.
1922 г. - Придворная певческая капелла стала называться
Государственной академической капеллой.
1927 г. - в капелле был установлен орган, ранее находившийся
в голландской церкви на Невском проспекте.
2003 г. - капелла отметила свое 300-летие.
Легенды и мифы
Среди воспитанников
капеллы долгое время ходила легенда о том, что здание капеллы
соединено с Зимним дворцом секретным подземным ходом и что именно
там хранятся рукописи неизвестных произведений великих композиторов
Бортнянского, Глинки и многих других. По преданию, эти композиторы
завещали опубликовать свои сочинения только спустя несколько столетий
после их смерти, потому что боялись, что современники вряд ли
смогут понять и оценить их музыку. Сегодня нотные рукописи якобы
дожидаются под землей назначенного для их издания часа.

|
 |