Сделать стартовой Добавить в избранное

Реклама
Статистика

главная » энциклопедия петербурга » Вокзалы Санкт-Петербурга » Балтийский вокзал

БАЛТИЙСКИЙ ВОКЗАЛ



Адрес: наб. Обводного канала, 120
Телефон: (812) 168-2859
Станция метро: Балтийская

После прокладки железной дороги между Санкт-Петербургом и Царским селом, российское правительство планировало построить еще одну железнодорожную линию, соединяющую столицу с Петродворцом. Но строительство этой дороги выпало на времена Крымской войны, и средств на его завершение в государственной казне не хватало. Делу помог один из самых богатых петербуржцев 19 века - барон А. Штиглиц, взявший на себя финансирование строительства железной дороги, которая впоследствии принесла ему неплохую прибыль.

Место для вокзала, получившего название Петергофский, было выбрано недалеко от Обводного канала, чуть в стороне от участка, где в то время уже начал строиться Варшавский вокзал. Проект здания Петергофского вокзала создал известный архитектор А. И. Кракау, взявший за основу облик Восточного вокзала в Париже. К основному вокзальному зданию было пристроено два боковых флигеля, в одном из которых располагались служебные помещения, кассы и отделение для багажа, а в другом - комнаты для императорской семьи, полностью изолированные от остальных помещений вокзала. Лицевой фасад Петергофского вокзала был украшен большим полукруглым витражом, в который вставили часы фирмы "Буре", в двадцатом веке переведенные на электрическое питание и работающие до сих пор.

Первый рейс из Санкт-Петербурга в Петродворец длился один час и десять минут. В нем участвовали многие высокопоставленные жители Санкт-Петербурга, среди которых был и главный спонсор строительства новой железной дороги барон Штиглиц. Впоследствии по этой дороге часто ездили в свою петергофскую резиденцию Николай I и Александр II. Затем линию "Петербург - Петродворец" проложили до Ораниенбаума (так в то время назывался город Ломоносов), а еще позже соединили с другой железнодорожной веткой, соединявшей Гатчину с прибалтийскими городами Нарвой и Ревелем. Петергофский вокзал после этого был переименован в Балтийский. Вскоре вдоль участка железной дороги между Петродворцом и Ораниенбаумом появилось множество загородных домов: среди петербуржцев стало модным проводить лето именно в этих местах, так как ехать на такие дачи на поезде было очень удобно.

Именно на Балтийском вокзале появился первый электрический поезд России. Идея замены паровозов на электрички возникла еще в начале 20 века, но ее осуществлению помешали Первая мировая война и Октябрьская революция. В результате к проекту поездов на электрической тяге ленинградские инженеры вернулись только в 1930-е годы. Первые электропоезда отправились с Балтийского вокзала сразу после его реконструкции, необходимость которой возникла из-за возросшего количества его пассажиров. Облик Балтийского вокзала при этом изменился: вместо двух входов в боковые флигели был сделан большой центральный вход. Это изменение, впрочем, было не последним. После Великой Отечественной войны, когда в Ленинграде начали активно строить новые станции метро, к Балтийскому вокзалу пристроили павильон станции метро "Балтийская", и в таком виде вокзал "дожил" до настоящего времени.

Историческая справка

1853 г. - начало строительства Петергофской железной дороги и Петергофского вокзала.
1857 г. - открытие Петергофской железной дороги.
1872 г. - соединение Петергофской железной дороги с прибалтийской линией, переименование Петергофской железной дороги и Петергофского вокзала в Балтийские.
1900 г. - катастрофа на Балтийской железной дороге.
1931-1932 гг. - реконструкция Балтийского вокзала.
1933 г. - открытие первой электрической линии на Балтийской железной дороге.
1955 г. - открытие станции метро "Балтийская".

Мифы и легенды

История Балтийского вокзала включает в себя несколько крупных железнодорожных катастроф. Одной из самых крупных аварий, случившихся на Балтийской железной дороге в конце 19 века, было столкновение поезда из Ораниенбаума со стоящим на путях составом из Гатчины. После расследования причин этой катастрофы ее главным "виновником" был признан сильный туман, из-за которого гатчинский поезд вынужден был ехать очень медленно, а потом и вовсе остановился. При этом многие пассажиры, ехавшие в этом поезде, решили выйти из него, чтобы немного прогуляться. Тогда-то они и увидели несущийся им навстречу поезд из Ораниенбаума и в последний момент успели отбежать от железнодорожных путей. Если бы не это желание выйти из вагонов, количество жертв катастрофы было бы, вероятно, в несколько раз больше. Но объяснить, что заставило их вылезти в холод и туман на улицу, никто из спасшихся так и не смог. Почти все утверждали, что в какой-то момент им по непонятной причине очень захотелось выйти на свежий воздух и "размяться" после долгого сидения в вагонах.

 

Назад




Расписание поездов
Город отправления:

выберите город
Город прибытия:

выберите город
Дата отъезда:
Расширенный поиск
Расписание
пригородных поездов

Балтийский вокзал
Отправление
Прибытие
Схема движения

Витебский вокзал
Отправление
Прибытие
Схема движения

Ладожский вокзал
Отправление
Прибытие
Схема движения

Московский вокзал
Отправление
Прибытие
Схема движения

Финляндский вокзал
Отправление
Прибытие
Схема движения

 

Реклама