|
» » » Балтийский вокзал
БАЛТИЙСКИЙ ВОКЗАЛ
|
Адрес: наб. Обводного канала, 120
Телефон: (812) 168-2859
Станция метро: Балтийская
После прокладки железной дороги между Санкт-Петербургом и Царским селом, российское правительство
планировало построить еще одну железнодорожную линию, соединяющую
столицу с Петродворцом. Но строительство этой дороги выпало на времена
Крымской войны, и средств на его завершение в государственной казне
не хватало. Делу помог один из самых богатых петербуржцев 19 века
- барон А. Штиглиц, взявший на себя финансирование строительства железной
дороги, которая впоследствии принесла ему неплохую прибыль.
Место для вокзала, получившего название
Петергофский, было выбрано недалеко от Обводного канала, чуть в стороне
от участка, где в то время уже начал строиться Варшавский вокзал.
Проект здания Петергофского вокзала создал известный архитектор А.
И. Кракау, взявший за основу облик Восточного вокзала в Париже. К
основному вокзальному зданию было пристроено два боковых флигеля,
в одном из которых располагались служебные помещения, кассы и отделение
для багажа, а в другом - комнаты для императорской семьи, полностью
изолированные от остальных помещений вокзала. Лицевой фасад Петергофского
вокзала был украшен большим полукруглым витражом, в который вставили
часы фирмы "Буре", в двадцатом веке переведенные на электрическое
питание и работающие до сих пор.
Первый рейс из Санкт-Петербурга в Петродворец
длился один час и десять минут. В нем участвовали многие высокопоставленные
жители Санкт-Петербурга, среди которых был и главный спонсор строительства
новой железной дороги барон Штиглиц. Впоследствии по этой дороге часто
ездили в свою петергофскую резиденцию Николай I и Александр II. Затем
линию "Петербург - Петродворец" проложили до Ораниенбаума (так в то
время назывался город Ломоносов), а еще позже соединили с другой железнодорожной
веткой, соединявшей Гатчину с прибалтийскими городами Нарвой и Ревелем.
Петергофский вокзал после этого был переименован в Балтийский. Вскоре
вдоль участка железной дороги между Петродворцом и Ораниенбаумом появилось
множество загородных домов: среди петербуржцев стало модным проводить
лето именно в этих местах, так как ехать на такие дачи на поезде было
очень удобно.
Именно на Балтийском вокзале появился
первый электрический поезд России. Идея замены паровозов на электрички
возникла еще в начале 20 века, но ее осуществлению помешали Первая
мировая война и Октябрьская революция. В результате к проекту поездов
на электрической тяге ленинградские инженеры вернулись только в 1930-е
годы. Первые электропоезда отправились с Балтийского вокзала сразу
после его реконструкции, необходимость которой возникла из-за возросшего
количества его пассажиров. Облик Балтийского вокзала при этом изменился:
вместо двух входов в боковые флигели был сделан большой центральный
вход. Это изменение, впрочем, было не последним. После Великой Отечественной
войны, когда в Ленинграде начали активно строить новые станции метро,
к Балтийскому вокзалу пристроили павильон станции метро "Балтийская",
и в таком виде вокзал "дожил" до настоящего времени.
Историческая справка
1853 г. - начало строительства Петергофской
железной дороги и Петергофского вокзала.
1857 г. - открытие Петергофской железной дороги.
1872 г. - соединение Петергофской железной дороги с прибалтийской
линией, переименование Петергофской железной дороги и Петергофского
вокзала в Балтийские.
1900 г. - катастрофа на Балтийской железной дороге.
1931-1932 гг. - реконструкция Балтийского вокзала.
1933 г. - открытие первой электрической линии на Балтийской
железной дороге.
1955 г. - открытие станции метро "Балтийская".
Мифы и легенды
История Балтийского
вокзала включает в себя несколько крупных железнодорожных катастроф.
Одной из самых крупных аварий, случившихся на Балтийской железной
дороге в конце 19 века, было столкновение поезда из Ораниенбаума со
стоящим на путях составом из Гатчины. После расследования причин этой
катастрофы ее главным "виновником" был признан сильный туман, из-за
которого гатчинский поезд вынужден был ехать очень медленно, а потом
и вовсе остановился. При этом многие пассажиры, ехавшие в этом поезде,
решили выйти из него, чтобы немного прогуляться. Тогда-то они и увидели
несущийся им навстречу поезд из Ораниенбаума и в последний момент
успели отбежать от железнодорожных путей. Если бы не это желание выйти
из вагонов, количество жертв катастрофы было бы, вероятно, в несколько
раз больше. Но объяснить, что заставило их вылезти в холод и туман
на улицу, никто из спасшихся так и не смог. Почти все утверждали,
что в какой-то момент им по непонятной причине очень захотелось выйти
на свежий воздух и "размяться" после долгого сидения в вагонах.
|
|