|
» » » Финляндский вокзал
ФИНЛЯНДСКИЙ ВОКЗАЛ
|
Адрес:Ленина пл., 6
Телефон: (812) 168-7687, 168-7685
Станция метро:Площадь Ленина
Железнодорожная линия между Санкт-Петербургом и станцией Рихимяки в Великом Финляндском княжестве была построена финскими инженерами на средства, полученные ими в кредит от российского правительства. Это строительство длилось восемь лет - оно было довольно сложным, так как железнодорожные пути
приходилось прокладывать через леса, болота и даже через скалы. На
построенной железной дороге, перешедшей в собственность Финляндии,
долгое время работали только финны: российских кондукторов, выучивших
финский язык, было очень немного.
Вокзал в Санкт-Петербурге, с которого
поезда отправлялись в Финляндию, строился российскими и финскими зодчими.
Проект вокзального здания разработал петербургский архитектор П. С.
Купинский, а отделкой его внутренних залов занимались его коллеги
из Финляндии - В. Вестлинг и П. Дегенер. Новый вокзал был одноэтажным,
не имел никаких архитектурных украшений и по сравнению с другими вокзальными
зданиями города смотрелся очень скромно, даже невзрачно. Даже комнаты,
предназначенные для императорской семьи, которые, в отличие от остальных
помещений вокзала, были двухэтажными, выглядели далеко не "по-царски".
Зато залы для пассажиров и багажные отделения, несмотря на свои небольшие
размеры, оказались очень удобными.
В первые годы существования Финляндской
железной дороги по ней перевозилось не очень много пассажиров и грузов,
но поезда новой дороги все же доставляли петербуржцам некоторые неудобства.
Эти неудобства были связаны главным образом с тем, что железнодорожная
линия проходила через Выборгскую сторону на уровне обычных дорог.
В результате экипажам, а затем и первым автомобилям, приходилось терять
много времени, пропуская пересекающие их путь поезда. Только в начале
20 века часть Финляндской железной дороги, проходившая через жилые
кварталы Санкт-Петербурга, была реконструирована - в местах пересечения
с улицами ее подняли над землей. Кроме Финляндской линии, к этой железной
дороге вскоре добавилось еще несколько веток, ведущих в Сестрорецк
и поселки Озерки, Ириновку и Борисову Гриву.
В советскую эпоху Финляндский вокзал
был самым знаменитым среди российских железнодорожных станций: именно
на него накануне Октябрьской революции тайно приехал из Европы В.
И. Ленин, переодевшись кочегаром паровоза. В честь этого события на
площади перед вокзалом был поставлен памятник Ленину, созданный скульптором
С. А. Евсеевым и архитекторами В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейхом, а сама
площадь была названа именем вождя. Но особенно важную роль Финляндский
вокзал сыграл во время ленинградской блокады, когда от него до Ладожского
озера проходил первый этап "Дороги жизни". С этого вокзала из Ленинграда
вывозились эвакуируемые люди, и на него же после прорыва блокады стали
приходить поезда с продуктами и другими необходимыми городу грузами.
К тому времени здание вокзала уже было сильно разрушено бомбежками,
но он все равно продолжал функционировать.
После войны Финляндский вокзал был отстроен
заново, площадь Ленина расширена, а знаменитый памятник передвинут
в сторону Невы. Над созданием нового вокзального здания работали архитекторы
П. А. Ашастин, Н. В. Баранов и Я. Н. Лукин, а также инженер И. А.
Рыбин. Облик вокзала изменился: на его стенах появились украшения
в виде аллегорических рельефных изображений, выполненных студентами
Художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной.
Еще до окончания реконструкции на Финляндском
вокзале появился свой собственный "музейный экспонат" - паровоз, на
котором приехал в Россию Ленин. Долгое время этот паровоз находился
на свалке старых поездов в Финляндии, но потом был найден, отремонтирован
и подарен советскому правительству. Паровоз установили перед входом
на платформы, поместив его в стеклянный павильон, сделанный архитекторами
П. А. Ашастиным и Е. В. Лохановой.
Историческая справка
1862 г. - начало строительства Финляндской
железной дороги и Финляндского вокзала.
1870 г. - окончание строительства Финляндской железной дороги
и Финляндского вокзала.
1910 г. - реконструкция строительства Финляндской железной
дороги, сооружение двухуровневых пересечений железнодорожных путей
с улицами.
1917 г. - тайный приезд на Финляндский вокзал В. И. Ленина.
1926 г. - установка памятника В. И. Ленину перед Финляндским
вокзалом.
1957 г. - установка на Финляндском вокзале паровоза, на котором
В. И. Ленин приехал в Петроград.
1960 г. - окончание реконструкции Финляндского вокзала.
Мифы и легенды
В истории Финляндского
вокзала уже давно замечено несколько странных совпадений, которым
некоторые исследователи даже приписывают мистический характер. Строительство
Финляндской железной дороги было закончено в 1870 году, то есть в
год рождения В. И. Ленина, а улица, на которой находится Финляндский
вокзал, в то время называлась Симбирской - в честь его родного города
Симбирска, в советскую эпоху переименованного в Ульяновск. Все словно
бы указывало на то, что спустя почти полвека, в самый разгар событий
1917 года, Ленин приедет на Финляндский вокзал из-за границы и произнесет
свою историческую речь на Симбирской улице.
Любопытна и история создания памятника
Ленину, установленного перед Финляндским вокзалом. Рассказывают, что
его авторы С. А. Евсеев, В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх долго не могли
найти подходящего натурщика, с которого можно было бы сделать модель
статуи Ленина. У кого-то из них возникла идея, что они сами могли
бы позировать для памятника, после чего между скульптором и архитекторами
начались споры о том, кому же поручить это ответственное дело. Разногласия
были решены при помощи жребия, выпавшего на Щуко, и фигура Ленина,
выступающего с речью, была изваяна с этого известного архитектора.
|
|