Сделать стартовой Добавить в избранное

Реклама
Подбор персонала кадровые агентства в москве по подбору.
Статистика

главная » энциклопедия петербурга » Вокзалы Санкт-Петербурга » Финляндский вокзал

ФИНЛЯНДСКИЙ ВОКЗАЛ



Адрес:Ленина пл., 6
Телефон: (812) 168-7687, 168-7685
Станция метро:Площадь Ленина

Железнодорожная линия между Санкт-Петербургом и станцией Рихимяки в Великом Финляндском княжестве была построена финскими инженерами на средства, полученные ими в кредит от российского правительства. Это строительство длилось восемь лет - оно было довольно сложным, так как железнодорожные пути приходилось прокладывать через леса, болота и даже через скалы. На построенной железной дороге, перешедшей в собственность Финляндии, долгое время работали только финны: российских кондукторов, выучивших финский язык, было очень немного.

Вокзал в Санкт-Петербурге, с которого поезда отправлялись в Финляндию, строился российскими и финскими зодчими. Проект вокзального здания разработал петербургский архитектор П. С. Купинский, а отделкой его внутренних залов занимались его коллеги из Финляндии - В. Вестлинг и П. Дегенер. Новый вокзал был одноэтажным, не имел никаких архитектурных украшений и по сравнению с другими вокзальными зданиями города смотрелся очень скромно, даже невзрачно. Даже комнаты, предназначенные для императорской семьи, которые, в отличие от остальных помещений вокзала, были двухэтажными, выглядели далеко не "по-царски". Зато залы для пассажиров и багажные отделения, несмотря на свои небольшие размеры, оказались очень удобными.

В первые годы существования Финляндской железной дороги по ней перевозилось не очень много пассажиров и грузов, но поезда новой дороги все же доставляли петербуржцам некоторые неудобства. Эти неудобства были связаны главным образом с тем, что железнодорожная линия проходила через Выборгскую сторону на уровне обычных дорог. В результате экипажам, а затем и первым автомобилям, приходилось терять много времени, пропуская пересекающие их путь поезда. Только в начале 20 века часть Финляндской железной дороги, проходившая через жилые кварталы Санкт-Петербурга, была реконструирована - в местах пересечения с улицами ее подняли над землей. Кроме Финляндской линии, к этой железной дороге вскоре добавилось еще несколько веток, ведущих в Сестрорецк и поселки Озерки, Ириновку и Борисову Гриву.

В советскую эпоху Финляндский вокзал был самым знаменитым среди российских железнодорожных станций: именно на него накануне Октябрьской революции тайно приехал из Европы В. И. Ленин, переодевшись кочегаром паровоза. В честь этого события на площади перед вокзалом был поставлен памятник Ленину, созданный скульптором С. А. Евсеевым и архитекторами В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейхом, а сама площадь была названа именем вождя. Но особенно важную роль Финляндский вокзал сыграл во время ленинградской блокады, когда от него до Ладожского озера проходил первый этап "Дороги жизни". С этого вокзала из Ленинграда вывозились эвакуируемые люди, и на него же после прорыва блокады стали приходить поезда с продуктами и другими необходимыми городу грузами. К тому времени здание вокзала уже было сильно разрушено бомбежками, но он все равно продолжал функционировать.

После войны Финляндский вокзал был отстроен заново, площадь Ленина расширена, а знаменитый памятник передвинут в сторону Невы. Над созданием нового вокзального здания работали архитекторы П. А. Ашастин, Н. В. Баранов и Я. Н. Лукин, а также инженер И. А. Рыбин. Облик вокзала изменился: на его стенах появились украшения в виде аллегорических рельефных изображений, выполненных студентами Художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной.

Еще до окончания реконструкции на Финляндском вокзале появился свой собственный "музейный экспонат" - паровоз, на котором приехал в Россию Ленин. Долгое время этот паровоз находился на свалке старых поездов в Финляндии, но потом был найден, отремонтирован и подарен советскому правительству. Паровоз установили перед входом на платформы, поместив его в стеклянный павильон, сделанный архитекторами П. А. Ашастиным и Е. В. Лохановой.

Историческая справка

1862 г. - начало строительства Финляндской железной дороги и Финляндского вокзала.
1870 г. - окончание строительства Финляндской железной дороги и Финляндского вокзала.
1910 г. - реконструкция строительства Финляндской железной дороги, сооружение двухуровневых пересечений железнодорожных путей с улицами.
1917 г. - тайный приезд на Финляндский вокзал В. И. Ленина.
1926 г. - установка памятника В. И. Ленину перед Финляндским вокзалом.
1957 г. - установка на Финляндском вокзале паровоза, на котором В. И. Ленин приехал в Петроград.
1960 г. - окончание реконструкции Финляндского вокзала.

Мифы и легенды

В истории Финляндского вокзала уже давно замечено несколько странных совпадений, которым некоторые исследователи даже приписывают мистический характер. Строительство Финляндской железной дороги было закончено в 1870 году, то есть в год рождения В. И. Ленина, а улица, на которой находится Финляндский вокзал, в то время называлась Симбирской - в честь его родного города Симбирска, в советскую эпоху переименованного в Ульяновск. Все словно бы указывало на то, что спустя почти полвека, в самый разгар событий 1917 года, Ленин приедет на Финляндский вокзал из-за границы и произнесет свою историческую речь на Симбирской улице.

Любопытна и история создания памятника Ленину, установленного перед Финляндским вокзалом. Рассказывают, что его авторы С. А. Евсеев, В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх долго не могли найти подходящего натурщика, с которого можно было бы сделать модель статуи Ленина. У кого-то из них возникла идея, что они сами могли бы позировать для памятника, после чего между скульптором и архитекторами начались споры о том, кому же поручить это ответственное дело. Разногласия были решены при помощи жребия, выпавшего на Щуко, и фигура Ленина, выступающего с речью, была изваяна с этого известного архитектора.

 

Назад




Расписание поездов
Город отправления:

выберите город
Город прибытия:

выберите город
Дата отъезда:
Расширенный поиск
Расписание
пригородных поездов

Балтийский вокзал
Отправление
Прибытие
Схема движения

Витебский вокзал
Отправление
Прибытие
Схема движения

Ладожский вокзал
Отправление
Прибытие
Схема движения

Московский вокзал
Отправление
Прибытие
Схема движения

Финляндский вокзал
Отправление
Прибытие
Схема движения

 

Реклама