Сделать стартовой Добавить в избранное

Реклама
Статистика

главная » энциклопедия петербурга » Вокзалы Санкт-Петербурга » Московский вокзал

МОСКОВСКИЙ ВОКЗАЛ


Адрес:
Восстания пл., 2
Телефон: (812) 168-0111
Станция метро: Площадь Восстания, Маяковская

В середине 19 века, после того как первая российская железная дорога, соединяющая Санкт-Петербург с Павловском, была построена и начала работать, было решено начать строительство еще одной железнодорожной магистрали, связывающей столицу, то есть - Петербург, с Москвой. Проект Московского вокзала, с которого паровозы должны были отправляться из Петербурга в Москву, создал известный архитектор того времени К. А. Тон, а работами по его возведению руководил инженер К. А. Желязевич. Внешний вид вокзального здания был "заимствован" у европейский городских ратушей 17-18 веков, а место для его возведения выбрано на Знаменской площади. В те времена эта площадь, которая сегодня носит название площади Восстания, находилась не в центре, а почти на окраине города.

Железнодорожные пути до Москвы прокладывались в течение четырех лет. Участок дороги, связывающий Петербург и Колпино, был готов уже в первый год строительства и движение поездов на нем началось задолго до официального открытия всей железной дороги в 1951 году. Первыми пассажирами новой железнодорожной трассы были военные нескольких императорских полков, отправившиеся в Москву на девяти поездах. После того как все они благополучно прибыли на место назначения, испытать железную дорогу решился сам император Николай I, отправившийся в Москву в роскошно отделанных вагонах вместе со своей семьей и многочисленными придворными. В честь царя новый вокзал и вся ветвь железной дороги "Санкт-Петербург - Москва" получили название Николаевских.

Дорога до Москвы занимала в середине 19 века примерно 18-19 часов, а плата за проезд была очень высокой - от семи рублей в вагонах третьего класса и до 19 рублей - в вагонах первого. Впрочем, можно было доехать до Москвы и за три рубля в товарном вагоне или, если дело происходило летом, на открытой грузовой платформе. Потом, правда, на летних платформах стали устанавливать скамейки, но ездить на них все равно было неудобно, а позволить себе путешествовать третьим, а тем более вторым или первым классом, могли только достаточно обеспеченные люди. Сложным было и получение билета на поезд до Москвы. Для этого гражданин сначала должен был написать заявление в полицейский участок и сдать туда свой паспорт, чтобы полиция могла проверить его "благонадежность". Через несколько дней он мог прийти за разрешением и лишь после этого купить билет. Паспорта пассажиров полиция передавала кондуктору поезда, и он возвращал их только после прибытия на конечную станцию.

Вокзал, с которого петербуржцы уезжали в Москву, в городе называли "пассажирским домом" - многие путешественники вынуждены были проводить в нем долгие часы в ожидании поезда. Первоначально на Московском вокзале не было ни помещений для хранения багажа, ни буфетов, а билетная касса находилась в другом месте - сперва на Троицком проспекте, а потом на Большой Конюшенной улице. Основная часть помещений вокзала была занята жилыми и рабочими помещениями служащих железной дороги и "императорскими апартаментами", в которых царь и его родственники могли подождать начала посадки на свой поезд, также называвшийся императорским. Располагалось на вокзале и управление Николаевской железной дороги, начальником которого был отец знаменитого путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая.

Чтобы сделать Николаевский вокзал более удобным для обычных пассажиров, его пришлось реконструировать. Почти десять лет длилась первая перестройка вокзального здания, в результате которой были расширены залы ожидания и возведен багажный флигель. Стены, отделяющие внутренние помещения вокзала друг от друга и от железнодорожных платформ, заменили открытыми арками.

К началу 20 века Николаевский вокзал потребовалось расширить, так как он уже не мог справиться с огромным количеством пассажиров. Перед архитекторами Петербурга встала серьезная проблема: свободного места вокруг вокзала уже практически не было. Выход из положения нашел архитектор В. А. Щуко, предложивший увеличить площадь здания в сторону железнодорожных путей, что и было проделано по его проекту под руководством инженера А. А. Богородицкого.

После революции Николаевский вокзал и железная дорога до Москвы стали называться Октябрьскими, а Знаменскую площадь переименовали в площадь Восстания. Еще немного позже Октябрьский вокзал стал называться Московским. Тогда же на Октябрьской железной дороге появился первый в России фирменный поезд - "Красная стрела".

Во время Великой Отечественной войны Московский вокзал сыграл огромную роль в эвакуации жителей Ленинграда. После войны на Октябрьской железной дороге возобновилось движение "Красных стрел" и появились другие фирменные поезда - скоростные, оснащенные вагонами с повышенной комфортностью. Здание Московского вокзала еще несколько раз ремонтировалось и перекрашивалось, но в целом его облик остался таким же, каким был после реконструкции по проекту Щуко. Единственным изменением была пристройка к вокзалу вестибюля станции метро "Площадь Восстания". Главный зал Московского вокзала был отреставрирован к празднованию 50-летия революции. В это же время в нем установили памятник В. И. Ленину, выполненный скульптором Л. А. Мессом.

Одним из последних проектов Октябрьской железной дороги было создание "Николаевского экспресса" - поезда, вагоны которого оформлены "под старину", в стиле вагонов 19 века.

Историческая справка

1847 г. - начало строительства железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой, открытие участка дороги между Санкт-Петербургом и Колпино.
1851 г. - открытие Николаевского вокзала и Николаевской железной дороги.
1869-1879 гг. - реконструкция и усовершенствование здания Николаевского вокзала.
1912 г. - расширение Николаевского вокзала по проекту В. А. Щуко.
1923 г. - переименование Николаевских железной дороги и вокзала в Октябрьские.
1930 г. - переименование Октябрьского вокзала в Московский.
1931 г. - первый рейс "Красной стрелы".
1950-е гг. - строительство станции метро "Площадь Восстания".
1967 г. - реконструкция главного зала Московского вокзала и установка в нем памятника Ленину.
1999 г. - первый рейс "Николаевского экспресса".

Мифы и легенды

Рассказывали, что вскоре после появления на Октябрьской железной дороге фирменного скоростного поезда "Красная стрела" в числе его пассажиров оказался известный партийный деятель 30-х гг. С. М. Киров. Когда "Стрела" прибыла в Тверь - первую станцию по дороге на Москву - начальник поезда решил похвастаться и сообщил Кирову, что они приехали в Тверь на семь минут раньше, чем было запланировано. Однако Киров не разделил его радости по этому поводу, заметив, что поезда должны приходить точно по расписанию. С тех пор "Красная стрела", как, впрочем, и другие поезда Октябрьской железной дороги, может иногда опоздать, но никогда не приходит на место назначения раньше срока.

 

Назад




Расписание поездов
Город отправления:

выберите город
Город прибытия:

выберите город
Дата отъезда:
Расширенный поиск
Расписание
пригородных поездов

Балтийский вокзал
Отправление
Прибытие
Схема движения

Витебский вокзал
Отправление
Прибытие
Схема движения

Ладожский вокзал
Отправление
Прибытие
Схема движения

Московский вокзал
Отправление
Прибытие
Схема движения

Финляндский вокзал
Отправление
Прибытие
Схема движения

 

Реклама