|
» » » Московский вокзал
МОСКОВСКИЙ ВОКЗАЛ
|
Адрес: Восстания пл., 2
Телефон: (812) 168-0111
Станция метро: Площадь Восстания, Маяковская
В середине 19 века,
после того как первая российская железная дорога, соединяющая Санкт-Петербург
с Павловском, была построена и начала работать, было решено начать
строительство еще одной железнодорожной магистрали, связывающей столицу,
то есть - Петербург, с Москвой. Проект Московского вокзала, с которого паровозы должны были отправляться из Петербурга в Москву, создал известный
архитектор того времени К. А. Тон, а работами по его возведению руководил
инженер К. А. Желязевич. Внешний вид вокзального здания был "заимствован"
у европейский городских ратушей 17-18 веков, а место для его возведения
выбрано на Знаменской площади. В те времена эта площадь, которая сегодня
носит название площади Восстания, находилась не в центре, а почти
на окраине города.
Железнодорожные пути до Москвы прокладывались
в течение четырех лет. Участок дороги, связывающий Петербург и Колпино,
был готов уже в первый год строительства и движение поездов на нем
началось задолго до официального открытия всей железной дороги в 1951
году. Первыми пассажирами новой железнодорожной трассы были военные
нескольких императорских полков, отправившиеся в Москву на девяти
поездах. После того как все они благополучно прибыли на место назначения,
испытать железную дорогу решился сам император Николай I, отправившийся
в Москву в роскошно отделанных вагонах вместе со своей семьей и многочисленными
придворными. В честь царя новый вокзал и вся ветвь железной дороги
"Санкт-Петербург - Москва" получили название Николаевских.
Дорога до Москвы занимала в середине
19 века примерно 18-19 часов, а плата за проезд была очень высокой
- от семи рублей в вагонах третьего класса и до 19 рублей - в вагонах
первого. Впрочем, можно было доехать до Москвы и за три рубля в товарном
вагоне или, если дело происходило летом, на открытой грузовой платформе.
Потом, правда, на летних платформах стали устанавливать скамейки,
но ездить на них все равно было неудобно, а позволить себе путешествовать
третьим, а тем более вторым или первым классом, могли только достаточно
обеспеченные люди. Сложным было и получение билета на поезд до Москвы.
Для этого гражданин сначала должен был написать заявление в полицейский
участок и сдать туда свой паспорт, чтобы полиция могла проверить его
"благонадежность". Через несколько дней он мог прийти за разрешением
и лишь после этого купить билет. Паспорта пассажиров полиция передавала
кондуктору поезда, и он возвращал их только после прибытия на конечную
станцию.
Вокзал, с которого петербуржцы уезжали
в Москву, в городе называли "пассажирским домом" - многие путешественники
вынуждены были проводить в нем долгие часы в ожидании поезда. Первоначально на Московском вокзале не было ни помещений для хранения багажа, ни буфетов, а
билетная касса находилась в другом месте - сперва на Троицком проспекте,
а потом на Большой Конюшенной улице. Основная часть помещений вокзала
была занята жилыми и рабочими помещениями служащих железной дороги
и "императорскими апартаментами", в которых царь и его родственники
могли подождать начала посадки на свой поезд, также называвшийся императорским.
Располагалось на вокзале и управление Николаевской железной дороги,
начальником которого был отец знаменитого путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая.
Чтобы сделать Николаевский вокзал более
удобным для обычных пассажиров, его пришлось реконструировать. Почти
десять лет длилась первая перестройка вокзального здания, в результате
которой были расширены залы ожидания и возведен багажный флигель.
Стены, отделяющие внутренние помещения вокзала друг от друга и от
железнодорожных платформ, заменили открытыми арками.
К началу 20 века Николаевский вокзал
потребовалось расширить, так как он уже не мог справиться с огромным
количеством пассажиров. Перед архитекторами Петербурга встала серьезная
проблема: свободного места вокруг вокзала уже практически не было.
Выход из положения нашел архитектор В. А. Щуко, предложивший увеличить
площадь здания в сторону железнодорожных путей, что и было проделано
по его проекту под руководством инженера А. А. Богородицкого.
После революции Николаевский вокзал
и железная дорога до Москвы стали называться Октябрьскими, а Знаменскую
площадь переименовали в площадь Восстания. Еще немного позже Октябрьский
вокзал стал называться Московским. Тогда же на Октябрьской железной
дороге появился первый в России фирменный поезд - "Красная стрела".
Во время Великой Отечественной войны
Московский вокзал сыграл огромную роль в эвакуации жителей Ленинграда.
После войны на Октябрьской железной дороге возобновилось движение
"Красных стрел" и появились другие фирменные поезда - скоростные,
оснащенные вагонами с повышенной комфортностью. Здание Московского
вокзала еще несколько раз ремонтировалось и перекрашивалось, но в
целом его облик остался таким же, каким был после реконструкции по
проекту Щуко. Единственным изменением была пристройка к вокзалу вестибюля
станции метро "Площадь Восстания". Главный зал Московского вокзала
был отреставрирован к празднованию 50-летия революции. В это же время
в нем установили памятник В. И. Ленину, выполненный скульптором Л.
А. Мессом.
Одним из последних проектов Октябрьской
железной дороги было создание "Николаевского экспресса" - поезда,
вагоны которого оформлены "под старину", в стиле вагонов 19 века.
Историческая справка
1847 г. - начало строительства железной дороги
между Санкт-Петербургом и Москвой, открытие участка дороги между Санкт-Петербургом
и Колпино.
1851 г. - открытие Николаевского вокзала и Николаевской железной
дороги.
1869-1879 гг. - реконструкция и усовершенствование здания Николаевского
вокзала.
1912 г. - расширение Николаевского вокзала по проекту В. А.
Щуко.
1923 г. - переименование Николаевских железной дороги и вокзала
в Октябрьские.
1930 г. - переименование Октябрьского вокзала в Московский.
1931 г. - первый рейс "Красной стрелы".
1950-е гг. - строительство станции метро "Площадь Восстания".
1967 г. - реконструкция главного зала Московского вокзала и
установка в нем памятника Ленину.
1999 г. - первый рейс "Николаевского экспресса".
Мифы и легенды
Рассказывали, что
вскоре после появления на Октябрьской железной дороге фирменного скоростного
поезда "Красная стрела" в числе его пассажиров оказался известный
партийный деятель 30-х гг. С. М. Киров. Когда "Стрела" прибыла в Тверь
- первую станцию по дороге на Москву - начальник поезда решил похвастаться
и сообщил Кирову, что они приехали в Тверь на семь минут раньше, чем
было запланировано. Однако Киров не разделил его радости по этому
поводу, заметив, что поезда должны приходить точно по расписанию.
С тех пор "Красная стрела", как, впрочем, и другие поезда Октябрьской
железной дороги, может иногда опоздать, но никогда не приходит на
место назначения раньше срока.
|
|