|
» » » Витебский вокзал
ВИТЕБСКИЙ ВОКЗАЛ
|
Адрес: Загородный пр., д. 52
Телефон: (812) 168-58-07, 168-57-05
Станция метро: Пушкинская
Первая российская железная дорога проходила от Санкт-Петербурга через Царское село в Павловск
и была построена в 19 веке под руководством профессора Венского политехнического
института Ф.-А. фон Герстнера, специально приглашенного в Россию для
этой цели. По его плану железнодорожный вокзал в Петербурге должен
был находиться на набережной реки Фонтанки, однако выделенных на строительство
денег хватило только на сооружение самой железной дороги и строительство
вокзала в Царском селе. Тогда было решено построить временную деревянную
станцию чуть в стороне от отведенного под вокзал места. В самый первый
рейс из Петербурга в Царское село паровоз привел сам фон Герстнер
- он доехал туда за 35 минут, что по тем временам казалось фантастическим
достижением.
Петербургская станция, построенная на
Семеновском плацу, выглядела довольно скромно: деревянная платформа
и помещение для пассажиров, к которому примыкали несколько построек,
предназначенных для работающих на железной дороге служащих и для ремонта
паровозов и вагонов-экипажей. Тем не менее, она очень быстро стала
одной из новых городских достопримечательностей. Множество людей приходили
туда каждый день, чтобы посмотреть на прибытие паровоза и испуганно
зажать уши, услышав его громкий сигнальный свисток. Впрочем, уже через
несколько недель свистки на паровозах заменили небольшими органчиками,
так что о своем прибытии на станцию новый транспорт стал сообщать
исполнением известных мелодий.
В конце концов, временная станция была
все же заменена каменным двухэтажным вокзальным зданием, созданным
по проекту архитектора К. А. Тона. Сеть железных дорог в то время
продолжала развиваться, при прокладке новых линий возникали железнодорожные
общества, к одному из которых - Обществу Московско-Виндаво-Рыбинской
дороги - и перешла в собственность самая первая, Царскосельская линия.
Это общество организовало строительство железнодорожных путей от Петербурга
до Витебска, из-за чего построенный в Петербурге вокзал стал впоследствии
называться Витебским. Правда, уже в 19 веке витебская железнодорожная
магистраль продвинулась еще дальше - сперва до города Жлобина, а потом
до Одессы.
Количество пассажиров, путешествовавших
по железным дорогам росло, и Витебский вокзал пришлось несколько раз
перестраивать и расширять - через каждые 20-25 лет он становился чересчур
тесным. В начале 20 века к основному зданию вокзала был пристроен
так называемый Императорский павильон: туда прибывали и оттуда же
отправлялись поезда, в которых путешествовала царская семья. В это
же время был в очередной раз перестроен и сам Витебский вокзал - его
новый облик с высокой часовой башней, мраморной лестницей, арками,
куполом и просторным вестибюлем сохранился до настоящего времени.
Стены вестибюля были украшены орнаментом, лепниной в виде женских
масок и изображением древнеримского бога Меркурия, считавшегося покровителем
торговли и путешествий. Чуть позже в вестибюле были вывешены панно,
изображающие Петропавловскую крепость и порт в Одессе, написанные
известными художниками В. И. Быстрениным и С. И. Дудиным. В 20 веке
к этим картинам прибавилось еще несколько разных панно, иллюстрирующих
историю Царскосельской железной дороги и ее вокзалов.
В конце 20 века, в честь 150-летия со
дня создания первой российской железной дороги, на вокзале был установлен
макет первого российского паровоза - того самого, на котором строитель
первой железной дороги когда-то всего за полчаса с небольшим домчался
до Царского села.
Историческая справка
1837 г. - строительство временной железнодорожной
станции на Семеновском плацу и открытие Царскосельской железной дороги.
1849-1852 гг. - строительство первого каменного вокзала в Санкт-Петербурге.
1874-1876 гг. - реконструкция Витебского вокзала.
1900 г. - переход Царскосельской железной дороги в собственность
Общества Московско-Виндаво-Рыбинской дороги.
1900-1901 гг. - строительство Императорского павильона.
1987 г. - установка на Витебском вокзале макета первого российского
паровоза.
Мифы и легенды
Рассказывали, что
когда император Николай II собирался куда-нибудь ехать на паровозе,
он всегда приезжал на Витебский вокзал точно в назначенное им время.
Его дворцовый комендант В. Н. Воейков должен был приехать на вокзал
заранее и отпереть парадные двери Императорского павильона. Он всегда
приезжал минут за пять до часа, назначенного царем, и успевал все
подготовить к его приходу. Один раз, когда Николай II объявил, что
намерен сесть в поезд в пять часов вечера и Воейков приехал на вокзал
примерно без пяти пять, он обнаружил, что вход в Императорский павильон
уже открыт, а Николай с двумя своими дочерьми стоит на платформе.
Комендант приготовился к выговору за опоздание, но царь, увидев его
испуг, с улыбкой объяснил, что тот ни в чем не виноват - это не он
опоздал, а Николай приехал на четверть часа раньше.
|
|